Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Правила езды по тахографу в России в 2024 году». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Остановить автомобиль на дороге могут только сотрудники ДПС. Проверить оснащение ТС и соблюдение времени управления и перерывов, кроме представителей ГИБДД, имеют право органы Ространснадзора при совместном рейде. Об этом говорится в Законе №196-ФЗ (10/12-95 г.) ст. 30 п. 2.1.
Какие ТС должны оснащаться тахографами для контроля за соблюдением режима труда и отдыха
В Приказе Минтранса №440 (Приложение 2) содержится перечень видов автотранспортных средств, на которые необходимо установить тахограф. А так же список спецтехники и прочих типов авто, не подлежащих оснащению подобным оборудованием. К первым относится:
- Личный грузовой транспорт массой выше 3,5 т.
- Автобусы, принадлежащие физлицам.
- Грузовики категории N2 и N3, находящиеся в эксплуатации юрлиц и ИП, за исключением групп М2 и М3, перевозчиков пассажиров, работающих на регулярных маршрутах.
- Оснащению подлежат ТС, находящиеся в эксплуатации юрлиц и ИП, задействованные в перевозке пассажиров, грузов (коммерческие), иных лиц, исключая водителя, (неважно по договору или без) на автобусах или грузовом автомобиле.
В исключения попадает нефте-газо-обслуживающий автопарк, экстренные службы, спецтехника, сельскохозяйственный автотранспорт, используемый только в своем или прилегающем регионе и пр.
Как обмануть тахограф и можно ли это сделать?
ОБМАНУТЬ без выявления последствий цифровой тахограф НЕВОЗМОЖНО!
Любое вмешательство:
- Отключение питания от аккумулятора;
- Отключение провода зажигания;
- Отключение датчика скорости;
- Установка магнита на датчик скорости;
В цифровых тахографах все записи информации ведутся во внутреннюю память тахографа. Блок СКЗИ обеспечивает неконтролируемость данных в тахографе.
Если у Вас установлен цифровой тахограф, Вы можете сами лично все это проверить, достаточно найти в меню тахографа пункт «События и ошибки» а затем распечатать их. На распечатке все четко прописано: когда отключали аккумулятор и на какое время, был ли отключен датчик скорости, двигалось ли тс без карты водителя и какое время, превышения скорости и режима труда.
Можно ли ездить на автомобиле с тахографом , но без карточки пока ее изготовят?
Нет. Эксплуатация тахографа без карты водителя запрещена. Но законодательством предусмотрены случаи, когда водителю можно продолжать рейс без карты водителя для тахографа.
Собираюсь продавать автомобиль с наличием тахографа с блоком СКЗИ. Имею ли право не вносить тахограф в сделку продажи?
Да, так как тахограф – это ваше имущество и Вы вправе распоряжаться им по своему усмотрению. Если будете продавать автотранспортное средство, то Вам необходимо обратиться в мастерскую для демонтажа блока СКЗИ, т.к. он хранит личную информацию владельца.
В случае если Вам необходимо переустановить тахограф на другое транспортное средство выполните его демонтаж и заменить блок СКЗИ.
Блок с СКЗИ нужно хранить 2 года, затем утилизировать его в соответствии с действующим Законодательством. Хранение и утилизация активированного блока СКЗИ — лицензируемый вид деятельности (лицензия ФСБ). ООО «РДЦ» может оказать услуги по демотажу, хранению и утилизации блока СКЗИ.
Размер штрафов в 2024 году
В 2024 году размер штрафов за езду без тахографа значительно увеличится. Владельцев транспортных средств ожидают серьезные финансовые последствия при нарушении требований по использованию тахографов. Согласно новым правилам, штраф составит:
- Для юридических лиц: от 300 000 до 500 000 рублей
- Для индивидуальных предпринимателей: от 100 000 до 300 000 рублей
- Для физических лиц: от 30 000 до 100 000 рублей
Кроме того, в случае повторного нарушения в течение года, размер штрафа может быть увеличен в два раза. Также предусмотрены меры ответственности для тех, кто продает, устанавливает или ремонтирует транспортные средства без тахографов. Штрафы в этом случае составят:
- Для юридических лиц: от 500 000 до 1 000 000 рублей
- Для индивидуальных предпринимателей: от 300 000 до 500 000 рублей
- Для физических лиц: от 100 000 до 300 000 рублей
Такие значительные суммы штрафов ставят перед участниками дорожного движения серьезные финансовые риски и являются значимым стимулом для соблюдения новых требований.
Перечень категорий транспорта, подпадающих под обязательство установки тахографа
1. Грузовые автомобили, вес которых превышает 3,5 тонны.
Такие транспортные средства, используемые для перевозки грузов, должны быть оборудованы тахографами, которые регистрируют информацию о скорости, пройденном расстоянии, времени работы водителя и периодах отдыха.
2. Автобусы и автобусы-прицепы, предназначенные для перевозки пассажиров.
Владельцы автобусов и автобусов-прицепов также обязаны устанавливать тахографы в своих транспортных средствах. Через эти устройства осуществляется контроль за общим временем работы водителей и их периодами отдыха.
3. Тягачи и грузовые автомобили, используемые для перевозки опасных грузов.
Транспортные средства, используемые для перевозки опасных грузов, подпадают под обязанность установить тахографы. Это позволяет контролировать время работы водителя и его состояние отдыха, чтобы избежать возможных аварий и происшествий.
Обращаем ваше внимание, что ознакомление с законодательством и консультация с юристом являются важными элементами для определения обязанности в установке тахографа. Регулирования могут различаться в зависимости от страны и региона.
Тахограф — это специальное устройство, установленное в автомобилях, которое фиксирует информацию о работе водителей и их соблюдении времени отдыха и рабочего времени. Однако, оно необходимо не только водителям, но и другим участникам дорожного движения. Рассмотрим, для кого и почему нужен тахограф:
- Водителям: Тахограф помогает водителям контролировать свою работу и соблюдать принятые правила относительно времени работы и отдыха. Устройство фиксирует время работы, скорость, пройденное расстояние и другие данные, которые могут быть полезными в дальнейшем.
- Инспекторам ГИБДД и Ространснадзора: Тахографы могут быть использованы инспекторами для проверки соблюдения водителями правил работы и отдыха. Это помогает улучшить безопасность дорожного движения и предотвратить нарушения.
- Компаниям и работодателям: Тахографы позволяют контролировать работу водителей и обеспечивать их безопасность. Информация, полученная с устройства, может быть использована для оптимизации рабочих процессов и повышения эффективности компании.
- Физическим лицам: Тахограф может использоваться владельцами автомобилей для контроля за работой своих водителей или семейных водителей. Он позволяет убедиться, что правила вождения соблюдаются и предотвращает возможные нарушения.
Вступивший в силу в 2024 году закон обязывает установку тахографов на определенные виды транспорта. Он распространяется на грузовые автомобили и автобусы, с максимально допустимой массой более 3,5 тонн, а также на автобусы с количеством мест более 9, включая водителя.
Но что делать, если тахограф сломался или не работает? Кому обратиться в таком случае? Если у вас возникли проблемы с тахографом, в первую очередь, вы должны обратиться к специалистам, которые занимаются его установкой и обслуживанием. Также можно обратиться в официальные сервисные центры или уполномоченные организации, предоставляющие услуги по ремонту и проверке тахографов.
Если вам выписали штраф за нарушение правил в отношении работы и отдыха, вы имеете право его обжаловать. Для этого вам нужно обратиться в компетентные органы и предоставить доказательства своей правоты. В случае признания нарушения необоснованным, вам будет вынесено соответствующее решение.
Можно ли обжаловать штраф за тахограф?
Закон вводит обязательные проверки тахографов у водителей автомобилей, где время, порядок, условия прохождения проверок и испытаний, а также иные требования к устройствам тахографов устанавливаются правилами, утверждаемыми Ространснадзором и ГИБДД. Таким образом, контроль и проверка тахографов осуществляется сотрудниками ГИБДД и Ространснадзора.
В случае выявления нарушений водителю грозит штраф. Штраф действительно может быть обжалован в судебном порядке. Для этого необходимо обратиться в суд с заявлением, в котором указать основания и доказательства неправомерности наложения штрафа. Суд примет решение по делу, основываясь на представленной информации и доказательствах.
Необходимо отметить, что обжалование штрафа не откладывает его исполнение. То есть, даже если вы обжалуете штраф, вам все равно придется его оплатить в установленный срок.
Если тахограф сломался, вы должны обратиться в сервисный центр для восстановления его работоспособности. Уважительные причины, не зависящие от водителя, такие как сломанный тахограф или поломка в ходе выполнения маршрута, подлежат отсрочке при условии выпуска специального документа. Но необходимо помнить, что отказаться от установки тахографа запрещено законом.
Таким образом, если у вас есть основания и доказательства неправомерности наложения штрафа за тахограф, можно обжаловать его в судебном порядке. Однако, обжалование штрафа не откладывает его исполнение, поэтому даже при обжаловании штрафа его необходимо оплатить в установленный срок.
Виды устройств, подлежащих замене
Учитывая тот факт, что ранее требования к тахографам были не настолько жесткими, водители и собственники могли выбирать приборы из широкого ассортимента.
Но сейчас, когда требования стали гораздо уже, и цифровые тахографы стали обязательными, то для автомобилей, эксплуатирующихся в РФ без выезда за границу, нужно произвести замену следующих приборов:
Шайбовых (аналоговых) тахографов | Которые работают не на основе процессора и цифровых данных |
Цифровой техники ЕСТР | Если нет разрешения на международную деятельность |
Новых тахографов азиатского образца | Которые не имеют считывателей карт и встроенного принтера, и применяются только в странах этого региона |
Российской техники | Которые визуально напоминают необходимое устройство, но не обладают блоком СКЗИ, не позволяющим корректировать данные, а также не имеют в себе модуля ГЛОНАСС, тем самым не регистрируют маршрут движения |
Исходя из этого, можно сказать, что все тахографы, которые не соответствуют современным нормам, следует заменить на новые — с блоком СКЗИ.
Режим труда и отдыха водителей автомобилей в 2023 году
Рассмотрим, какие режимы труда и отдыха водителей применяются на практике. Обычно используются такие варианты учета режима работы:
- Ежедневный. Предусматривает 40-часовую рабочую неделю. Водитель может работать 5 или 6 дней в неделю.
- Суммированный. Этот вариант удобно использовать если водители регулярно уезжают в многодневные рейсы, и из-за это применять ежедневный учет невозможно. Расчетным периодом по новым правилам является 1 месяц, но при согласовании с профсоюзом этот период можно увеличить до 3 месяцев. В разрезе 1 рабочего дня или 1 недели общепринятые нормы могут нарушаться, но при суммировании отработанных часов необходимо неукоснительное соблюдение режима труда и отдыха водителей.
В соответствии с утвержденным режимом труда и отдыха водителей (Приказ Минтранса России № 424) рабочее время водителя включает в себя время, затраченное на:
- управление автомобилем;
- специальные перерывы на отдых от управления транспортом;
- выполнение работы, не связанной с управлением транспортным средством.
Штрафы за езду без карты водителя
Многие люди спрашивают о величие штрафа за езду без карты тахографа водителя. Законодательство выдвигает несколько вариантов, исходя из того, кто является виновником произошедшей ситуации. Если осуществляется езда на автобусе (категории М2-М3) и грузовике (N2 и N3), ответственность наступает согласно положениями ст. 11.23 КоАП РФ.
- Штраф для водителя – 3-5 тысяч рублей.
Важно!
Примечательно, что когда водителю выписывают штраф за отсутствие карты водителя в 2023 году, это автоматически запускает процедуру возбуждения административного дела в отношении должностного лица или компании.
На какую сумму штрафа за карту тахографа можно рассчитывать?
- Для юридического лица (юрлица) – от 20 до 50 тысяч рублей.
- Для индивидуального предпринимателя (ИП) – от 15 до 25 тысяч рублей.
- Для должностного лица – от 7 до 10 тысяч рублей.
Устройство и принцип работы тахографа
Регистрация требуемых параметров осуществляется тахографом благодаря связи с системами спутникового мониторинга автотранспорта. Прибор работает в том числе и при выключенном двигателе. Сейчас в Российской Федерации разрешено использование только цифровых тахографов. Их основными компонентами являются:
- Датчик перемещения.
- Приемник GPS/ГЛОНАСС для мониторинга местоположения автомобиля.
- Модуль GPRS для передачи данных.
- Резервная аккумуляторная батарея для поддержания бесперебойного энергопитания.
- Энергонезависимый модуль криптографической защиты для записи, шифровки и сохранения информации (в центральной памяти устройства — 365 суток, а на ключе-карте водителя — 28 суток) в любых условиях.
В зависимости от того, где эксплуатируется транспортное средство (ТС), в опломбированный корпус тахографа устанавливают блок памяти одного из двух типов:
- СКЗИ (система криптографической защиты информации). С этим устройством можно перемещаться только по территории России. Перечень моделей устройств, разрешенных к установке, определяется Росавтотрансом.
- ЕСТР. Такой тахограф, произведенный в Европе и сертифицированный согласно европейскому соглашению о работе экипажей ТС, позволяет выезжать за границу. Для передвижения по территории России водители зарегистрированных в РФ автомобилей с ЕСТР-тахографами должны иметь допуск к поездкам за рубеж. В противном случае будет считаться, что такой тахограф не соответствует требованиям законодательства.
Исключения для транспортных средств государственных учреждений
2. Не подлежат обязательному оснащению тахографами следующие виды транспортных средств, эксплуатируемых юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями:
транспортные средства, принадлежащие дипломатическим представительствам и консульским учреждениям;
транспортные средства, принадлежащие Главному управлению специальных программ Президента Российской Федерации и подведомственным ему учреждениям.
Новые абзацы пункта 2 вводят исключения для транспортных средств, принадлежащих следующим организациям:
- дипломатическим представительствам;
- консульским учреждениям;
- Главному управлению специальных программ Президента РФ и подведомственным учреждениям.
Причем исключения распространяются на транспортные средства любых типов (автобусы, грузовики, специализированный транспорт и т.п.). Для использования этого исключения нужно, чтобы в поле «Собственник (владелец)» была указана одна из перечисленных выше организаций.
Еще раз напомню, что рассмотренные сегодня нововведения относятся только к автомобилям юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. На транспорт физических лиц они не распространяются.
Зачем вообще все это нужно
Товарищи, которые умудряются ездить по двум чип-картам, мутить что-то с тахографом и вообще всячески жульничать, то есть те, что сознательно соглашается на переработку — потенциальные убийцы. Другая сторона — компании, которые заставляют водителей нарушать режим труда и отдыха под угрозой невыплаты им зарплат. В таким компаниях ни один адекватный человек, уважающий себя, работать не будет.
Итог такой переработки печален. Здоровье, на восстановление которого уйдут все заработанные (а то и больше) средства, тюрьма или трагедия. И такие случаи бывали, когда дальнобойщиков приговаривали к нескольким месяцам ареста за манипуляции с тахографом. В лучшем случае, можно отделаться очень крупным штрафом и запретом ездить по дорогам ЕС или конкретной страны.
Тем не менее, в дороге бывает всякое — пробки, задержки, поломки. Как действовать с умом — в нашем материале.