Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Чем отличается работа от услуги в государственном задании». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
В отличие от бюджетных учреждений, право которых оказывать платные услуги в рамках государственного (муниципального) задания прописано в ч. 4 ст. 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», аналогичное право для АУ в Законе № 174-ФЗ в явном виде не установлено. Однако в бюджетном законодательстве говорится о том, что государственное (муниципальное) задание на оказание услуг должно содержать в числе прочего предельные цены (тарифы) на оплату этих услуг физическими или юридическими лицами, если законодательством РФ предусмотрено их оказание на платной основе, либо порядок установления указанных цен (тарифов) в случаях, определенных законодательством РФ (п. 1 ст. 69.2 БК РФ). Иными словами, возможность предоставления автономным учреждением каких-либо государственных (муниципальных) услуг за плату в рамках задания в действующем законодательстве все-таки предусматривается, но только в определенных случаях, указанных в федеральных законах. При этом речь здесь идет только об услугах, но не о работах.
Правоспособность АУ в определении стоимости платных услуг (работ).
В отличие от бюджетных учреждений, насчет которых в федеральном законодательстве о некоммерческих организациях указано, что порядок определения платы за их услуги или работы, предоставляемые или выполняемые как сверх государственного (муниципального) задания, так и в его рамках, устанавливается соответствующим органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя, если иное не предусмотрено федеральным законом[15], в отношении автономных учреждений аналогичной нормы в федеральном законодательстве нет. Поэтому по общему правилу АУ вправе устанавливать цены на свои услуги и работы самостоятельно. Однако из этого правила есть исключения.
Во-первых, исключением являются муниципальные автономные учреждения. Согласно федеральному законодательству о местном самоуправлении к полномочиям органов данного уровня относится установление тарифов на любые услуги или работы, оказываемые или выполняемые любыми муниципальными учреждениями (в том числе автономными), если иное не предусмотрено федеральными законами[16]. Другими словами, муниципальные АУ не могут утверждать цены на свои услуги и работы самостоятельно – это делают их учредители.
Правда, из данного исключения есть свое исключение, вытекающее из формулировки «если иное не предусмотрено федеральными законами». В силу федерального законодательства о культуре организации культуры самостоятельно формируют цены (тарифы) на свои платные услуги и продукцию, включая цены на билеты[17]. То есть автономные учреждения культуры (причем и муниципальные, и государственные) вправе сами определять цены на услуги (но не работы – в законодательстве о культуре речь идет только об услугах).
В связи с этим встречается практика, когда органы местного самоуправления, утверждая упомянутый выше порядок определения платы за услуги бюджетных учреждений, распространяют его действие и на автономные учреждения. Рассмотрим в качестве примера ситуацию в городском округе «ЗАТО Сибирский» (Алтайский край)[18].
Интернет-сервис в помощь
Что такое госуслуги и для чего они нужны? Теперь мы выяснили ответ на данный вопрос. И можно приступить к рассмотрению интернет-портала с одноименным названием. А именно «Госуслуги».
Данный сервис в России появился относительно недавно, но он уже активно используется населением. Регистрация на портале бесплатна. Каждый житель страны имеет право получения профиля на соответствующем сайте.
Но что такое ЕСИА «Госуслуги»? Это Всероссийский портал, предлагающий гражданам дистанционное получение государственных и муниципальных услуг. Почти как МФЦ, только с некоторыми особыми функциями. О них мы поговорим позже.
То есть «Госуслуги» — это название интернет-портала, который помогает дистанционно получать государственное и муниципальное обслуживание. Главное — иметь здесь зарегистрированный профиль.
В чем же разница между работами и услугами?
Услуги — это совершение определенных действий или осуществление какой-то деятельности. Такое определение услуг дается в законе. Иными словами в услугах важен процесс. Результат в них не имеет первостепенного значения. И хотя в своих рассуждениях можно глубоко уйти в сущность действий или деятельности, которые составляют услугу, и в итоге прийти к какому-то результату, суть услуги от этого не изменится.
В конце концов даже в услугах связи какой-никакой результат есть — состоявшийся разговор между двумя абонентами, к примеру, или сеанс обмена данными между клиентом и сервером. Но исключительную важность тут имеет сам процесс — создание оператором связи определенных технических условий, при которых доступна сама возможность позвонить или выйти в сеть.
Работа — это всегда результат. Закон определяет работу как деятельность, которая приводит к конкретному результату. Требуемый результат обычно согласовывается сторонами или в техническом задании, или в смете, или в самом договоре, или где угодно еще. Именно поэтому при выполнении работ требуется акт приемки-сдачи работ, т.к. сторона-заказчик должна увидеть результат, оценить его приемлемость и соответствие требованиям, после чего принять и оплатить.
Отличие работы от услуги
» » Два дня назад мы с мужем пошли в гости к соседям Олегу и Тане.
Они купили новый плазменный телевизор и хотели отметить это. В разгар праздника мы заговорили о профессиях.
Олег был убежден, что все не связанное с производством товаров – это предоставление услуг. Работа предполагает создание оборудования, мебели, техники и продуктов.
Доказать соседу ошибку было невозможно, поэтому нам пришлось обратиться к просторам интернета для поиска ответа. Еще с университетских годов я помнила, что результат выполнения работы – материальный объект. Приготовленное в ресторане блюдо или созданный программистом продукт тоже являются таковыми.
Услуга не предполагает получения конкретного предмета. Первая же статья в интернете подтвердила ошибочность суждений Олега.
Этот пример в очередной раз показал мне, что даже в самых очевидных темах есть свои нюансы. Сегодня мы поговорим о том, что можно назвать работой, а что услугой.
Отличие работ от услуг
Под работами понимаются действия, направленные на достижение материального результата, который может состоять в создании вещи, ее переработке, обработке или ином качественном изменении, например ремонте.
Причем результат работы заранее известен и определяется лицом, заказавшим их выполнение, а вот способ по общему правилу определяется исполнителем. Услуга в отличие от работы представляет собой действия или деятельность, осуществляемые по заказу, которые не имеют материального результата (например, деятельность хранителя, комиссионера, перевозчика и т.п.).
Статья 128 ГК РФ закрепляет услуги в качестве объекта гражданских прав. Работы и услуги составляют самостоятельную группу объектов гражданских прав наравне с имуществом, которое включает себя: Следовательно, понятие «имущество» не охватывает собой работы и услуги, хотя договоры на оказание услуг относят к имущественным договорам.
Различие между услугами и работой следующее: — Подрядчик, лицо, выполняющее работу, обязан не только осуществить предусмотренную соглашением сторон деятельность, но и сдать заказчику материальный результат.
Письмо Минфина России от 22.10.2013 N 12-08-06/44036 «О Комментариях (комплексных рекомендациях) по вопросам, связанным с реализацией положений Федерального закона от 08.05.2010 N 83-ФЗ» разъясняет отличие услуг от работ:
«…если деятельность учреждения осуществляется в интересах конкретного потребителя — юридического или физического лица, то ее можно именовать услугой (например, предоставление высшего образования, среднего профессионального образования, общего образования, дошкольного образования, осуществление библиотечного, библиографического и информационного обслуживания пользователей библиотек (книговыдача), организация трудоустройства, показ спектакля, санаторно-курортное лечение). Если же получателем услуги является общество в целом (услуга является так называемой «услугой коллективного пользования») либо орган власти, то такую деятельность можно отнести к категории работ (например, выполнение прикладного научного исследования, создание спектакля, организация автотранспортного обслуживания органа власти).
Для услуг, как правило, существует стандарт или разработаны унифицированные требования к их оказанию.
Для услуг обязательно следует определить единицу измерения объема услуги, в то время как для работ единица измерения объема может быть определена, но не обязательна.
Услуга направлена на конкретного потребителя, значит она типична и подлежит нормированию. Иными словами она может быть оказана нескольким потребителям, при этом стоимость единицы услуги от этого не изменится. Для работ иначе, стоимость работ, как правило, рассчитывается индивидуально. В связи с этим определение нормативных затрат для работ не является обязательным.
Учитывая изложенное, единица измерения объема услуги принципиально важна для определения размера нормативных затрат на ее оказание. Поскольку размер субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания есть ни что иное как сумма произведений нормативных затрат на единицу услуги и количества единиц услуг, включенных в государственное (муниципальное) задание, то корректное определение единицы измерения объема услуги в конечном счете влияет на определение размера субсидии учреждению».
Ведомственные перечни государственных (муниципальных) услуг и работ формируются и ведутся в соответствии с базовыми (отраслевыми) перечнями государственных и муниципальных услуг и работ, утвержденными федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленных сферах деятельности (п. 3.1 ст. 69.2 БК РФ).
Постановлением Правительства РФ от 26.02.2014 N 151 утверждены:
Порядок формирования, ведения и утверждения ведомственных перечней государственных услуг и работ, оказываемых и выполняемых федеральными государственными учреждениями;
Общие требования к Порядку формирования, ведения и утверждения ведомственных перечней государственных (муниципальных) услуг и работ, оказываемых и выполняемых государственными учреждениями субъектов Российской Федерации, муниципальными учреждениями.
Порядок формирования и ведения базовых (отраслевых) перечней государственных и муниципальных услуг и работ устанавливается Правительством Российской Федерации.
По поводу платных услуг, оказываемых государственными (муниципальными) учреждениями п. 7 Письма Минфина России от 22.10.2013 N 12-08-06/44036 разъясняет:
Законодательство Российской Федерации позволяет государственным (муниципальным) учреждениям оказывать (выполнять) платные услуги (работы) при следующих условиях:
— возможность осуществления приносящей доход деятельности закреплена в уставах учреждений (при этом в уставах должен быть перечислен исчерпывающий перечень этих видов деятельности);
— осуществление указанной деятельности соответствует целям создания учреждений, также отраженным в их уставах.
Платные услуги (работы) бюджетных и автономных учреждений можно разделить на две части:
— услуги (работы), относящиеся к основным видам деятельности учреждения, которые учреждение оказывает сверх государственного (муниципального) задания, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, эти услуги (работы) включаются в государственное (муниципальное) задание (далее — основные платные услуги);
— услуги (работы), не отнесенные уставом к основным видам деятельности, но которые учреждение вправе оказывать (выполнять) для достижения целей, ради которых это учреждение создано (далее — неосновные платные услуги).
Последствия разграничения выполнения работ и оказания услуг
Разница между выполнением работ и оказанием услуг носит не только теоретический, но и практический характер. Рассмотрим практику о том, чем отличается выполнение работ от оказания услуг в плане последствий:
- овеществленные результаты работ передаются заказчику, и впоследствии он, являясь их правообладателем, может использовать их в своей деятельности или передать иным субъектам (постановление АС ВВО от 27.06.2017 № Ф01-2184/2017 по делу № А29-8173/2016);
- если отношения признаются подрядными (важен овеществленный результат), то положения договора даже если и называют оказываемые действия услугами, не имеют значения для квалификации отношений и определения применимых к ним норм (постановление АС ДО от 11.07.2016 № Ф03-2932/2016 по делу № А24-3262/2015);
- если спорные отношения квалифицируются как подрядные, то должны быть указаны сроки выполнения работ, неустановление таких сроков — основание для признания договора незаключенным (постановление ФАС ПО от 08.02.2011 по делу № А12-3977/2010);
- доводы о том, что единственным подтверждением оказания услуг являются акты сдачи-приемки, неверны, поскольку услуги не предполагают передачу овеществленного результата (определение ВАС РФ от 09.02.2011 № ВАС-398/11 по делу № А41-43209/09);
- если квалификация отношений была произведена нижестоящими судами неверно, однако это не привело к принятию неправильного решения, то отмена судебных актов не производится (постановление АС ПО от 07.07.2015 № Ф06-24865/2015 по делу № А55-10845/2014).
Техническое обслуживание
3.8.23 техническое обслуживание по состоянию : Совокупность ремонтных и профилактических мероприятий, при котором объем и начало проведения указанных мероприятий определяются с учетом фактического технического состояния энергетического оборудования или энергетических сооружений на объектах ОАО «Газпром».
4.3. Техническое обслуживание зданий и сооружений проводится в течение всего периода их эксплуатации и включает работы по поддержанию работоспособности или исправности, наладке и регулировке, подготовке к сезонной эксплуатации объектов предприятия в целом и их основных элементов и систем, а также по обеспечению санитарно-гигиенических, противопожарных и экологических требований, по соблюдению требований по охране труда и технике безопасности, по выполнению мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Одновременно обеспечивается выполнение комплекса мер по предупреждению несанкционированного проникновения людей и животных на охраняемую территорию (пункт 3.1 title=»Положение об организации и проведении реконструкции, ремонта и технического обслуживания зданий, объектов коммунального и социально-культурного назначения. Нормы проектирования» (р) ).
Чем отличается работа от услуги
знают и понимают немногие, но отличие между этими понятиями довольно существенное.
- Сущность. Работа выражается в материальной форме, в то время как услуга – ещё и в нематериальной.
- Направленность. Работа может выполняться как для себя, так и для другого человека, услуга – только в пользу третьего лица.
- Появление новых объектов. При оказании услуги оригинальный продукт не создаётся: он либо отсутствует вовсе, либо преобразуется старый. По выполнении работы всегда получается новый объект, который ранее не существовал.
- Результат. Работа направлена на производство определённых благ, которые обладают физико-химическими характеристиками и могут быть измерены. В процессе оказания услуги исходные материалы либо преобразуются, либо потребляются, и результат можно вычислить лишь умозрительно.
Работа– это деятельность человека, направленная на создание материальных благ, в процессе которой исходные материалы приобретают новое состояние либо добываются.
Отличие работы от услуги
» » Два дня назад мы с мужем пошли в гости к соседям Олегу и Тане.
Они купили новый плазменный телевизор и хотели отметить это. В разгар праздника мы заговорили о профессиях.
Олег был убежден, что все не связанное с производством товаров – это предоставление услуг. Работа предполагает создание оборудования, мебели, техники и продуктов.
Доказать соседу ошибку было невозможно, поэтому нам пришлось обратиться к просторам интернета для поиска ответа. Еще с университетских годов я помнила, что результат выполнения работы – материальный объект. Приготовленное в ресторане блюдо или созданный программистом продукт тоже являются таковыми.
Услуга не предполагает получения конкретного предмета. Первая же статья в интернете подтвердила ошибочность суждений Олега.
Этот пример в очередной раз показал мне, что даже в самых очевидных темах есть свои нюансы. Сегодня мы поговорим о том, что можно назвать работой, а что услугой.
Техническое обслуживание это работы или услуги
Как гласит пункт 1 статьи 702 ГК РФ, по договору подряда одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определенную работу и сдать ее результат заказчику, а заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его. Суть работ, которые могут быть предметом договора подряда, конкретизирована в пункте 1 статьи 703 ГК РФ.
В свою очередь по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги (п. 1 ст. 779 ГК РФ). Как видим, в данном случае предметом договора выступает совершение действий или осуществление деятельности.
Итак, основное отличие предметов договора подряда и договора возмездного оказания услуг заключается в сути главной обязанности, которую принимает на себя исполнитель. Если речь идет о том, что заказчик должен получить от исполнителя некий конечный, и, как правило, овеществленный результат деятельности (документ, здание, забор, яму, исправный автомобиль и т.п.
Если же суть обязательства исполнителя заключается непосредственно в совершении каких-либо действий, результат которых отдельно от них не существует и заказчику не передается, то возникающие отношения между сторонами должны регулироваться договором возмездного оказания услуг.
Таким образом, для правильного выбора вида договора в каждой конкретной ситуации сторонам достаточно задать себе только один вопрос: за что конкретно заказчик будет платить исполнителю. Если получение вознаграждения связано с передачей заказчику какого-то результата деятельности и без этого результата сама деятельность исполнителя никак не оплачивается, то речь идет о работе и договоре подряда.
Если же оплачивается сам факт выполнения какой-либо деятельности (совершения конкретного действия), а не полученный результат, то речь идет о договоре возмездного оказания услуг. Например, таким договором оформляется участие в судебном заседании или проведение семинара.
Другие варианты разграничения работ и услуг
Используются и другие варианты определения рассматриваемых понятий и их соотношения. В частности:
- услуги — результат деятельности компаний, направленный на удовлетворение потребительских потребностей (п. 128 методических рекомендаций (инструкции) по планированию, учету и калькулированию…, утв. Минэкономики РФ 16.07.1999);
- используются понятия отдельных видов услуг: бытовые услуги, услуги общественного питания (ст. 346.27 Налогового кодекса РФ), услуги по озеленению (ГОСТ Р 51929-2002 «Услуги жилищно-коммунальные. Термины и определения», утв. постановлением Госстандарта РФ от 20.08.2002 № 307-ст) и пр.;
- применительно к работам также имеются различные определения и выделение отдельных видов работ, например: горноспасательные работы (п. 1 ст. 5 закона «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей» от 22.08.1995 № 151-ФЗ), работы на высоте (приказ Минтруда РФ «Об утверждении правил по охране труда при работе на высоте» от 28.03.2014 № 155н), работы по озеленению (Отраслевые особенности бюджетного учета в системе здравоохранения РФ, утв. Минздравсоцразвития РФ б/н б/д).
Как видно из примеров, используются, в частности, понятия «услуги по озеленению» и «работы по озеленению», но их разграничение не проводится, так как не требуется по смыслу документов.
Отличительные признаки договора возмездного оказания услуг
Два разных договора.
Нужно отметить, что этот вид соглашения очень схож по своим основным чертам и признакам с подрядным договором.
По определению такого договора, установленному гражданским законодательством, исполнитель соглашается оказать заказчику предусмотренную договором услугу, а заказчик принимает и перечисляет деньги за нее.
Сторонами договора являются:
- Исполнитель. Предприятие, официально зарегистрированный предприниматель или физлицо, обладающие силами, средствами и квалификацией для оказания услуг. Часто для оказания определенный услуг нужен специальный допуск, разрешение или лицензия;
- Заказчик. Фирма, индивидуальный предприниматель или физлицо, которое нуждается в оказании услуги.
Этот договор схож с подрядной сделкой тем, что исполнитель выполняет по требованию заказчика конкретные действия за установленную плату. Соответственно, в некоторых вопросах стороны соглашения могут использовать нормы о подрядной сделки или нормы о бытовом подряде.
По своей природе договор оказания услуг считается:
- не бесплатным. Исполнитель выполняет требуемое от него за определенную соглашением плату;
- взаимообязывающим, то есть порождающим правоотношения после его заключения;
- двусторонним.
Особыми условиями этого соглашения можно назвать:
- предмет договора. Стороны должны четко представлять характеристики заказанной услуги и ожидаемый, положительный эффект от ее получения. Суть в том, что услуга не считается материальным объектом и эффект от нее тоже. Например, обучение ребенка танцам или гимнастике. Материальное выражение такой услуги выявить нельзя, но ожидаемый эффект выразится в повышении гибкости, пластики ребенка, укреплении мышц;
- сроки. Соглашением устанавливается конечный и начальный срок, иногда промежуточные сроки этапов.