Как правильно надо исповедоваться в церкви. Как правильно исповедоваться? Что говорить батюшке при этом таинстве

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Как правильно надо исповедоваться в церкви. Как правильно исповедоваться? Что говорить батюшке при этом таинстве». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Текст данной молитвы, которая в оригинале на греческом языке написана в стихотворной форме, переведён Александровой Татьяной Львовной, кандидатом филологических наук, старшим преподавателем кафедры древних языков и древнехристианской письменности Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета (Москва).

Приложение 3. Молитва преподобного Симеона Нового Богослова перед святым Причастием

С уст сошедшее нечистых,

Из испорченного сердца,

Из души, погрязшей в скверне,

С языка, который мерзок,

Приими, Христе, моленье,

И, приняв великодушно,

Обращенья не отринув,

И простив мне эту дерзость,

Дай сказать, не обинуясь,

Что хочу сказать, Христе мой,

Или сам же укажи мне,

Что сказать и что мне сделать.

Грешен я как та блудница,

Что, узнав, где обитаешь,

Принеся с собою миро,

И к стопам Твоим припавши,

Дерзостно их умащала,

О, мой Бог и мой Владыко!

Но её Ты не отринул,

Приступившую от сердца,

Так и мной не возгнушайся,

Но дозволь Твои стопы мне

Целовать, держа руками,

И обильными слезами,

Словно миром многоценным

Умащать их дерзновенно.

Но моими же слезами

И меня очисти, Слове,

Отпусти мне прегрешенья

И грехов прощенье даруй.

Зол моих Ты знаешь бездну,

И мои ты знаешь раны,

Струпы язв моих несметных.

Но Ты видишь также веру

И усердную решимость,

И мои стенанья слышишь.

От Тебя не утаится,

Мой Творец и Искупитель,

Ни единая слезинка

Или часть слезинки малой.

То, что я не мог бы сделать,

Божьи очи видят ясно,

И другое в вечной книге –

То, что я ещё не сделал,

Уж написано от века.

Посмотри, как я смиряюсь,

Посмотри, сколь труд мой тяжек,

Отпусти мне прегрешенья

Боже мой, Творец вселенной!

Чтобы мог я с чистым сердцем

И притрепетною мыслью

И душею сокрушенной

Причаститься тех Пречистых

Всесвятых бессмертных Таинств,

Что для каждого источник

Жизни и обожествленья,

Кто приходит с чистым сердцем.

Ибо Ты сказал, Владыко:

«Тот, кто плоть Мою вкушает,

Тот, кто кровь Мою приемлет,

Тот со Мною пребывает,

В нём и Сам я обитаю».

А Твое, Владыко, слово,

Быть неистинным не может,

И Твоей боготворящей

Причащаясь благодати,

Я не одинок, Христе мой,

Но с Тобою пребываю,

Свет трисолнечный, весь мир сей

Просвещающий сияньем!

И чтоб мне не оказаться

Вне Тебя, о Живодавче,

Моего дыханья, жизни,

Ликования благого,

Мира нашего спасенья, –

Для того и приступаю,

Как Ты видишь, со слезами

И душою сокрушенной,

Прегрешений оставленье

Умоляя даровать мне.

Чтоб я мог животворящих

Непорочных Твоих Таинств

Стать причастником достойным.

Чтоб со мной, треокаянным,

Ты пребыл, как обещал мне.

Чтоб лукавый искуситель

Вне Тебя меня обретши,

Не увлек меня коварно

И не дал мне уклониться

От словес боготворящих.

И припадаю к Тебе я

Ныне с тёплою мольбою:

Как Заблудшего Ты принял

И пришедшую блудницу,

Так прими, о, Милосердный,

Погибающего ныне

И с душою сокрушенной

Приступившего смиренно.

Знаю я, о, мой Спаситель,

Что никто из всех живущих

Не соделал преступлений

Моему паденью равных.

Но и то я знаю твёрдо,

Что такого нет паденья,

Прегрешений столь великих,

Что смогли бы переполнить

Твоего терпенья чашу

И Твою превысить милость.

Ты елеем состраданья

Тех, кто кается всем сердцем,

Очищая, просветляешь

И причастниками света

И божественности, Спасе,

Их соделываешь щедро.

И не только человекам,

Но и ангелам на диво

С ними Ты ведёшь беседу

Словно с верными друзьями.

Это мне внушает смелость

И, надеждой окрылённый,

Дерзновенно приступаю

Я к дарам Твоим обильным.

Радость чувствуя и трепет

Я, трава, приемлю пламя,

Причащаясь, и – о, чудо! –

Орошаюсь неопально,

Купине подобен древней,

Что пылала, не сгорая.

Ныне благодарно сердце,

Благодарен весь мой разум,

Благодарны даже члены

Все – душа моя и тело.

Весь припадаю к Тебе я

И Тебя, мой Боже, славлю,

Прославляемого всеми

Ныне так же как и вечно.

Какие вопросы может задать батюшка

Согласно Требнику, первый вопрос, задаваемый священником исповеднику – вопрос о вере. Священники редко спрашивают о вере постоянных прихожан. Однако при первой исповеди вопрос о вере возможен. Другие вопросы, которые может задать священник – вопросы о серьезных грехах, препятствующих человеку приступать к Причащению, требующих епитимии. Это может быть убийство, блудное сожительство, а также грехи, связанные с непрощением обид ближним, упорным их осуждением, ненавистью. Все эти грехи удаляют от Бога, приступать к таинствам имея совесть, отягощенную ими, невозможно.

Митрополит Антоний Сурожский рассказывал, что однажды ему пришлось исповедовать умирающую. Несмотря на то, что времени оставалось явно мало, владыка Антоний не дал ей разрешения грехов до тех пор, пока она не примирилась с зятем, которого ненавидела много лет. Лишь после этого женщина причастилась и вскоре мирно преставилась.

Как исповедоваться детям

Дети возрастом до семи лет считаются младенцами, они могут причаститься без предварительной исповеди. Но важно приучить их с детства к чувству благовения. Без нужной подготовки учащенное причастие вызывает нежелание заниматься этим делом. Желательно за несколько дней настроить детей на таинство, пример — чтение Священного Писания и детской православной литературы. Уменьшить время просмотра телепередач. Наблюдать за выполнением утренних и вечерних молитв. Если ребенок за прошедшие дни совершил плохие поступки, то с ним следует поговорить и навеять на него чувство стыда за проделанное. Но всегда нужно знать: ребенок берет пример с родителей.

После семилетнего возраста можно приступать к исповеди наравне со взрослыми, но без предварительного таинства. Перечисленные выше грехи исполняются в большом количестве и детьми, поэтому детское причастие имеет свои нюансы.

Что особенно важно в начале духовной жизни

Путь души к Богу чрезвычайно сложен. Но ведь обучиться музыке, живописи или стать профессионалом в каком-либо виде спорта тоже непросто. Нужно пройти через различные трудности и преграды, научиться находить ту самую нужную ноту, тот самый необходимый оттенок или ту самую силу удара/прыжка. Так и в духовной жизни. Нужно всегда знать меру и находить правильный, истинный, но также и тернистый путь.

Больше всего, как подмечали еще святые отцы, препятствует людям гордыня и самолюбие. Эти страсти уводят ищущего человека, а тех, кто и вовсе не пытается достигнуть Истины, поглощает во мгновение.

Для борьбы со страстями необходимо желать Правды и стремится к ней. Нужны еще опыт тех, кто нашел путь (Святые отцы Церкви) и, желательно, иметь опытного наставника (духовника). Если нет духовника, то просто стоит следовать советам святых, ведь все страсти, грехи и способы борьбы с ними уже давно изложены в трудах духовных людей. Например, святитель Игнатий Брянчанинов, авва Дорофей, Ефрем Сирин, Паисий Святогорец, Феофан Затворник и еще много угодников Божиих. Конечно же, Святое Писание – это основа всех путей истинного православного христианина, там можно найти ответы на все вопросы.

С каких слов начинать исповедь

Для того чтобы исповедоваться, нужно приходить в церковь без опозданий, строго в назначенное время. Перед походом в святое место нужно тщательно продумать свой внешний вид. Важно исключить вызывающую одежду, броские аксессуары, резкий парфюм. Женщины заходят в храм только с покрытой головой. В критические дни от исповеди следует воздержаться.

Прежде чем начинать исповедь перед батюшкой, нужно правильно настроиться внутренне. Приступая к таинству, христианин должен с глубоким почтением обратиться к Господу. В начале исповеди необходимо признать свою греховность. Только после этого следует переходить к перечислению своих проступков. Необходимо упоминать не только совершенные дела, но и неблаговидные мысли, которые противоречат христианским понятиям.

Основные правила как исповедаться женщине

  1. Готовясь дома к исповеди, обратитесь с молитвой к Богу с просьбой открыть содеянные грехи.
  2. Идя в церковь, не надейтесь на память, а запишите свои грехи на бумажке. Многие, подходя к аналою, где происходит исповедь, от переживания забывают о чем сказать.
  3. Подойдя к батюшке, выполняется поклон головой и, сложив руки крестообразно перед собой, просится о благословении.
  4. Затем положить два пальца правой руки на Святое Распятие, голову – на Библию.
  5. Священник покрывает кающегося частью одеяния (епитрахилью), спрашивает имя и просит назвать грехи, совершенные человеком.
  6. Если обратившийся затрудняется сказать необходимые слова, духовник задает некоторые наводящие вопросы.
  7. После окончания таинства, над кающимся произносится разрешительная молитва и снимается с головы покрывало.
  8. Кающийся крестится, целует Распятие и Библию.
  9. Священник дает поцеловать руку и благословляет совершившего покаяние.

Обратите внимание! В таинстве исповеди человек остается один на один с Богом, а священник – лишь свидетель примирения.

Несколько практических рекомендаций

Прежде чем вы придете исповедоваться, неплохо было бы узнать, когда в храме обычно проводят исповедь. Во многих храмах служат не только в воскресенья и праздники, но и в субботы, а в больших храмах и монастырях — и в будние дни. Наибольший наплыв исповедующихся бывает во время Великого поста. Конечно, великопостный период — по преимуществу время покаяния, но для тех, кто приходит впервые или после очень долгого перерыва, лучше подобрать время, когда священник не сильно загружен. Может оказаться, что в храме исповедуют в пятницу вечером или утром в субботу — в эти дни людей будет наверняка меньше, чем во время воскресной службы. Хорошо, если у вас есть возможность лично обратиться к священнику и попросить, чтобы назначил вам удобное время для исповеди.

Существуют специальные молитвы, выражающие покаянное настроение. Их хорошо прочитать накануне перед исповедью. Покаянный канон Господу Иисусу Христу печатается практически в любом молитвослове, кроме самых кратких. Если вам непривычно молиться по-церковнославянски, можно воспользоваться переводом на русский язык.

Во время исповеди священник может назначить вам епитимию: воздержание на какое-то время от причащения, чтение особых молитв, земные поклоны или дела милосердия. Это не наказание, а средство к тому, чтобы изжить грех и получить полное прощение. Епитимия может быть назначена, когда священник не встречает со стороны кающегося должного отношения к серьезным грехам, либо, наоборот, когда видит, что у человека есть потребность в том, чтобы что-то сделать практически для изжития греха. Епитимия не может быть бессрочной: она назначается на какое-то определенное время и потом должна быть прекращена.

Читайте также:  Как оформить инвалидность в Московской области после инсульта

Как правило, после исповеди верующие причащаются. Хотя исповедь и причастие — два разных таинства, лучше подготовку к исповеди соединить с подготовкой ко причащению. Что это за подготовка, расскажем в отдельной статье.

Если эти небольшие советы помогли вам в подготовке к исповеди — слава Богу. Не забывайте, что это таинство должно быть регулярным. Не откладывайте следующую исповедь на долгие годы. Исповедь не реже раза в месяц помогает всегда быть в тонусе, внимательно и ответственно относиться к своей повседневной жизни, в которой, собственно, и должна быть выражена наша христианская вера.

Примеры грехов для исповеди

Грешат люди каждый по своему. Один считает свой поступок нормой, для другого это смертельный грех.

Приведем приблизительный возможный перечень:

  • Не вера в Господа Бога;
  • Сомнения;
  • Неблагодарность Спасителю;
  • Не желание носить крестик;
  • Не желание отстаивать свое мнение о Боге перед неверующими;
  • Клялись Господом, что бы себя оправдать;
  • Призывали Бога, просили о помощи в суете и неверии;
  • Нарекали на Господа;
  • Пребывали и посещали не христианские церкви;
  • Враждебность;
  • Прибегали к помощи колдунов, ворожеек;
  • Читали или проповедовали ложные учения о Боге;
  • Играли во всякого рода игры: карты, автоматы;
  • Отказывались поститься;
  • Не читали молитвослова;
  • Желали покончить жизнь самоубийством;
  • Сквернословили;
  • Не ходите в церковь;
  • Плохо думаете о священниках;
  • Смотрите телевизор или сидите у компьютера, вместо того, что бы помочь близким, или сделать что-то по дому;
  • Отчаиваетесь и не просите помощи у Бога;
  • Излишне надеетесь на других;
  • Обманываете батюшку во время исповеди, или не доверяете ему;
  • Имеет вспыльчивый характер;
  • Высокомерно относитесь к людям;
  • Показываете окружающим свою гордость и тщеславие;
  • Лжете близким и знакомым;
  • Насмехаетесь над бедными, неумехами;
  • Показываете свою скупость, или излишнюю расточительность;
  • Ваши дети не воспитываются в вере и страхе Господнем;
  • Не помогаете нуждающимся, обездоленным;
  • Не приходите на помощь к родителям своим;
  • Прибегаете к воровству;
  • Не пристойно ведете себя на поминках, позволяете алкоголю взять верх над Вами;
  • Можете убить собеседника с помощью слова;
  • Клевещете;
  • Доводите человека до греховных мыслей о кончине;
  • Аборт, склонение других к этому;
  • Навязывание своих мыслей;
  • Культ денег;
  • Показывание себя людям как благодетеля;
  • Излишнее объедание, упивание;
  • Прелюбодеяние, рукоблудие, кровосмешение.

Как готовиться к Исповеди?

При подготовке к исповеди, в отличие от подготовки к Таинству Причащения, церковный устав не требует ни особого , ни особого молитвенного правила.

Прежде чем отправиться на исповедь уместно:
— Сосредоточиться на покаянных молитвах.
— Внимательно исследовать помыслы, мысли, дела; отметить, по возможности, все свои греховные черты (в качестве вспомогательного пособия привести и те обвинения, которые исходили со стороны родных, близких, прочих людей).
— По возможности испросить прощение у тех, кого оскорбили грехом, обидели невниманием, равнодушием.
— Обдумать план исповеди, а в случае необходимости подготовить вопросы священнику.
— При тяжёлых грехах или редкой исповеди может быть рекомендован дополнительный пост.

— Грехи исповедуют с момента последней исповеди, если никогда не исповедовались, то с момента Крещения.
— В Таинстве прощаются все грехи за исключением намеренно сокрытых. Если вы забыли назвать какой-то незначительный грех, то не переживайте. Таинство называется Таинством Покаяния , а не «Таинством перечисления всех совершённых грехов» .
— Исповедовать нужно в первую очередь то, за что стыдно! Тактически исповедь всегда должна быть очень предметной и конкретной. Нельзя каяться в том, что ты «горд» – это бессмысленно. Потому что после такого твоего покаяния в нашей жизни ничего не меняется. Мы можем покаяться в том, что высокомерно посмотрели или сказали какие-то слова осуждения конкретному человеку. Потому что, покаявшись в этом, в следующий раз мы подумаем, а стоит ли так делать. Нельзя каяться «вообще», абстрактно. Предметная исповедь позволяет одновременно составить план борьбы с теми или иными страстями. В то же время следует избегать мелочности, нет необходимости перечислять большое количество грехов одного вида.
— Не используйте лукавых обобщений. Например, под фразой несправедливо поступил с ближним можно понимать как невольное огорчение, так и убийство.
— Не следует подробно описывать половые грехи, достаточно назвать их. Например: согрешил ( , ).
— При подготовке к Исповеди и на ней следует избегать самооправдания.
— При нечувствии своих грехов рекомендуется обращаться к Богу с «Господи, даруй мне зрети моя согрешения ».

Стоит ли исповедоваться, если наверняка опять согрешишь некоторыми грехами?

Стоит ли мыться, если точно знаешь, что снова запачкаешься? Покаяние – это желание переродиться, оно не начинается исповедью и не заканчивается ей, это дело всей жизни. Покаяние это не только перечисление грехов перед при свидетельстве священника, это состояние , ненавидящей грех и избегающей его.
Покаяние должно быть не просто эмоциональной разрядкой, это системная, осмысленная работа над собой, имеющая целью приблизиться по своим качествам Богу, уподобиться Ему в . Православие имеет неисчерпаемое аскетическое наследие, составленное святыми подвижниками, которое необходимо изучать для правильной организации .
Наша цель не просто очиститься от грехов и страстей, но приобрести . Мало, например, перестать воровать, необходимо научится милосердию.

Читайте также:  Продажа земельного участка при УСН

Есть ли в Библии список грехов?

В Библии много списков грехов, но нет единого списка всех грехов, которых мы должны избегать. В начале Адаму и Еве было дано только одно правило — не есть с определенного дерева (Бытие 2: 16-17). Это был короткий список, но они не смогли сохранить даже это. Повторный урок истории состоит в том, что составление списка грехов недостаточно, чтобы удержать нас от совершения греха.

Беглый взгляд на Писание подтверждает этот факт. Бог дал закон через Моисея, включая десять заповедей. И все же Израиль нарушил первую заповедь еще до того, как Моисей сошел с горы. Синай.

То же самое относится и к остальной части закона Моисея. Еврейские религиозные лидеры нашли в Торе (первых пяти книгах Ветхого Завета) 613 законов, которым нужно подчиняться. Хотя эти законы определяли, что такое грех, они не могли гарантировать избежание греха.

В Нагорной проповеди Иисус взял части Закона и показал, что для них есть нечто большее, чем простое послушание. Радовать Бога — значит делать то, что правильно, с чистым сердцем. Например, в отношении прелюбодеяния Иисус сказал: «Но я говорю вам, что каждый, кто смотрит на женщину с похотливым намерением, уже совершил прелюбодеяние с ней в своем сердце» (Матфея 5:28). Закон гласил, что следует избегать прелюбодеяния, но Иисус учил большему принципу чистоты сердца.

В Новом Завете есть несколько списков грехов (например, Галатам 5: 19-21), но они не претендуют на полноту. Из этих списков мы можем выделить методы, которых нам следует избегать, но мы понимаем, что наша борьба с грехом превосходит возможности любого списка. Грех — это «все зло» (1 Иоанна 5:17). Грехи бездействия также ошибочны: «кто знает, что правильно делать, и не делает этого, для него это грех» (Иакова 4:17).

Со всеми этими способами грешить легко чувствовать, что ты сдаешься или даже не пытаешься. И все же это чувство неадекватности — это то, что Бог использует, чтобы показать нам нашу нужду в Спасителе. Чем больше мы осознаем свою вину, тем больше мы зависим от Него. Все начинается с отношений со Христом и опыта новой жизни (Ин. 3:16).

После того, как Бог спас нас, мы можем сказать «нет» греху:

«Поэтому вы также становитесь мёртвыми для греха и воскресшими для Бога во Христе Иисусе. Поэтому не позволяйте греху властвовать в вашем физическом теле, дабы заставить вас повиноваться его страстям. Не представляйте своих прихожан греху как орудия неправедности, но представьте себя Богу как те, кто был принесен от смерти к жизни, и ваши члены к Богу как инструменты для праведности. Ибо грех не будет господствовать над вами, поскольку вы не под законом, но под благодатью »(Римлянам 6: 11-14)

Что такое исповедь и для чего она нужна

Святые Отцы учат, что грех — это главная преграда между человеком и Богом. И эта преграда настолько огромна, что люди не способны преодолеть ее своими силами. Справиться с ней можно лишь с Божией помощью, но для этого человеку нужно сперва признать свой грех и покаяться в нем.

Именно для избавления от греха и существует Таинство исповеди. Когда наш организм заражен опасным вирусом, мы обычно идем в больницу за лекарством. Однако грех — это такой же смертельный вирус, только поражающий не тело, а душу. И чтобы излечиться от него, человеку требуется помощь церкви.

Таинство покаяния часто сравнивают с крещением. Во время крещения новообращенных христианин избавляется от первородного греха, доставшегося от наших прародителей — Адама и Евы. Исповедь же помогает разрешиться от тех грехов, которые были совершены уже после крещения и самим человеком лично.

Исповедь считается вторым крещением. Если при крещении человек очищается от первородного греха, то при покаянии происходит освобождение от личных страстей.

При проведении обряда важно быть честным перед собой и Богом, осознавать совершенные проступки и искренне в них раскаиваться. Не следует стесняться или бояться осуждения священника — этого не будет, представитель церкви является лишь проводником между верующим и Господом, не нужно оправдываться перед ним, только каяться.

Нельзя продолжать терзаться грехом, в котором уже покаялись, поскольку он считается прощенным. В противном случае церковью это воспринимается проявлением маловерия.

Примеры грехов, которые перечисляют батюшке при исповеди, включают различные категории.

К распространенным женским проступкам относятся:

  • обращалась к ведуньям, гадалкам и так далее;
  • редко посещала церковь и читала молитвы;
  • имела половые отношения до брака;
  • во время молитвы размышляла о насущных проблемах;
  • боялась старости;
  • имела неблагочестивые мысли;
  • совершала аборты;
  • была суеверна;
  • чрезмерно употребляла алкоголь, сладости, наркотики;
  • носила откровенную одежду;
  • отказала в помощи нуждающимся.

Распространенными мужскими грехами считаются:

  • отсутствие веры, хула на Господа;
  • жестокость;
  • гордость;
  • лень;
  • насмешки над слабыми;
  • жадность;
  • уклонение от службы в армии;
  • оскорбления окружающих людей, применение насилия;
  • слабость при противостоянии соблазнам;
  • клевета, воровство;
  • хамство, грубость;
  • отказ в помощи нуждающимся.

В православии выделяют 3 основных группы прегрешений, которые подлежат изложению во время исповеди: по отношению к Господу, близким, самому себе.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *