Казенное учреждение инвентаризационные ведомости в 2024 году

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Казенное учреждение инвентаризационные ведомости в 2024 году». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

Содержание

Срок введения новых правил инвентаризации, установленных ФСБУ 28/2023, – один из ключевых вопросов для предприятий. Новый стандарт начнет работать с 1 января 2023 года и затронет все компании, включая крупные корпорации и малые предприятия.

Изменения в стандарте проведения инвентаризации

Введение нового стандарта ФСБУ 28/2023 по инвентаризации привнесет ряд изменений в процесс проведения данной процедуры.

В первую очередь в новом стандарте пересматривается определение значимых отклонений. Ими будут считаться те, которые могут оказать существенное влияние на финансовую отчетность организации и привести к неправильному пониманию финансового положения предприятия. Это позволит улучшить точность и надежность проводимой инвентаризации.

Другое важное изменение связано с расширением списка обязательных документов при проведении инвентаризации. От компаний потребуется предоставлять более подробную информацию о движении активов и обязательств за определенный период. Это позволит контролировать происхождение и использование активов более эффективно.

Новый стандарт устанавливает более жесткие требования и к проведению инвентаризации с использованием технологий. Теперь компаниям необходимо внедрять электронные системы учета и контроля, которые позволят автоматизировать процесс инвентаризации и обеспечить более точные результаты.

Еще одно значимое изменение связано с обязательным проведением независимой проверки результатов инвентаризации. Это позволит уменьшить вероятность возникновения ошибок и мошенничества при проведении данной процедуры. Независимая проверка будет осуществляться специализированными аудиторскими организациями.

Изменение стандартов по инвентаризации поможет повысить качество и достоверность полученных результатов. Обновленные требования помогут минимизировать риски ошибок и мошенничества, а также повысить доверие со стороны заинтересованных лиц. Руководителям организаций уже сейчас нужно начинать подготовку к внедрению нового стандарта и привести свои системы учета в соответствие с его требованиями.

Документальное оформление инвентаризации по новым правилам

С введением нового стандарта ФСБУ 28/2023 требования к документации при проведении инвентаризации были усилены и детализированы.

Одно из ключевых изменений – необходимость составления плана инвентаризации. План должен содержать информацию о целях и задачах инвентаризации, перечне объектов, подлежащих учету, а также порядке и сроках проведения процедуры. Это позволяет обеспечить структурированный подход к выполнению инвентаризационных работ.

Следующим важным аспектом является формирование акта инвентаризации. В новых правилах акт должен содержать детальную информацию о каждом объекте учета:

  • наименование;
  • характеристики;
  • состояние и прочие данные.

Вводная информация об оформлении инвентаризации в бюджетном учреждении

Инвентаризация в бюджетном учреждении является периодической процедурой, которая позволяет уточнить и актуализировать информацию о наличии и состоянии имущества. Она проводится с целью предотвращения потерь и злоупотреблений, а также чтобы иметь точные данные о финансовых ресурсах учреждения.

Важно отметить, что инвентаризация должна быть документально оформлена и иметь соответствующую юридическую силу. Это позволяет установить фактическое наличие и состояние имущества, а также определить возможные расхождения с бухгалтерскими данными.

При оформлении инвентаризации необходимо учесть ряд особенностей, связанных с бюджетным учреждением. Во-первых, следует придерживаться установленного порядка проведения инвентаризации, который предусматривает определенный период и определенные этапы работы.

Во-вторых, необходимо обратить особое внимание на правильное оформление документации, такой как акты инвентаризации, протоколы и акты списания имущества. Вся документация должна быть строго оформлена в соответствии с требованиями законодательства и иметь подписи уполномоченных лиц.

Кроме того, важно организовать процесс инвентаризации таким образом, чтобы он был максимально прозрачным и надежным. В этом поможет использование современных информационных систем, которые позволяют автоматизировать учет и контроль имущества.

Таким образом, оформление инвентаризации в бюджетном учреждении является ответственным и важным процессом, требующим соблюдения определенных правил и рекомендаций. Надлежащее оформление инвентаризации поможет обеспечить актуальную информацию о имуществе учреждения и предотвратить возможные нарушения.

Необходимые документы и формы для оформления инвентаризации

Для проведения инвентаризации в бюджетном учреждении в 2024 году необходимо предоставить следующие документы:

  1. Список основных средств, имущества и оборудования учреждения
  2. Акт о приеме и передаче основных средств, имущества и оборудования
  3. Отчет о движении и использовании основных средств, имущества и оборудования
  4. Заверенные копии документов, подтверждающих право собственности или пользования имуществом
  5. Протоколы проверки наличия основных средств, имущества и оборудования

Документы должны быть оформлены в соответствии с требованиями законодательства и содержать полную и достоверную информацию о каждом объекте инвентаризации.

Для удобства работы с документами и ведения инвентаризационного учета рекомендуется использовать специальные формы:

  • Форма акта о приеме и передаче основных средств, имущества и оборудования
  • Форма отчета о движении и использовании основных средств, имущества и оборудования
  • Форма протокола проверки наличия основных средств, имущества и оборудования

Такое оформление позволит упростить процесс инвентаризации, обеспечить единообразие документов и уменьшить возможность ошибок при заполнении.

По ситуации

  • Плановая — перевод информированного персонала проводится по утвержденному руководителем графику, на основании подписанного им приказа.
  • Внеплановая — назначается после техногенных, стихийных бедствий или при смене материально ответственных лиц для предотвращения хищений и краж.
  • Повторная — проводится, если после первичной ревизии возникли вопросы или подозрения о недобросовестности материально ответственных лиц.
  • Контрольная — проводится после плановой для перепроверки достоверности расчетов.

В зависимости от объема имущества, подлежащего инвентаризации

  • Полная — обязательная ревизия всех ценностей компании каждый год. При существенном объеме имущества требуется аудит. Включает участие аудитора в качестве независимого наблюдателя.
  • Частичная — переучет по подразделению, отделу или направлению.

По масштабу охвата

  • Сплошная — переучет имущества по всем подразделениям и направлениям. Каждому назначается своя инвентаризационная комиссия и проверяющие работники, привлекают независимых ревизоров.
  • Выборочная — переучет ценностей из области ответственности конкретного сотрудника.

По условиям проведения

  • Обязательная — проводится раз в год в соответствии с действующим законодательством.
  • Инициативная — проводится по инициативе руководителя.

По способу проведения

  • Натуральная — ревизия имущества и ценностей по фактическому наличию.
  • Документальная — ревизия продукции и активов по документальным данным, либо в электронном, либо в печатном виде.

Инновационные методы подсчета имущества

В 2024 году в инвентаризационной описи бюджета вводятся новые инновационные методы подсчета имущества. Эти методы предназначены для улучшения точности и эффективности процесса инвентаризации и позволяют более полно и аккуратно учесть все имущество, находящееся в распоряжении государства.

Один из таких методов — использование специализированных дронов для проведения воздушной съемки и осмотра объектов. Дроны позволяют осуществить недоступные или опасные для человека проверки, например, осмотр крыш зданий или проверку объектов, находящихся в труднодоступных местах.

Читайте также:  Кем до 14 лет определяется гражданство детей. Подтверждение гражданства ребёнка, рождённого в России

Также внедряются инновационные технологии в сфере искусственного интеллекта. Алгоритмы машинного обучения позволяют проводить анализ данных об имуществе и определять реальную стоимость объектов. Это позволяет исключить ошибки человеческого фактора и сократить время, затраченное на инвентаризацию.

Еще один новый метод — применение технологии радиочастотной идентификации (RFID). С помощью специальных меток и считывателей можно быстро и точно определить наличие и местонахождение каждого объекта. Это позволяет избежать случайного пропуска или дублирования предметов при подсчете.

В целом, внедрение инновационных методов подсчета имущества в инвентаризационную опись 2024 года позволит увеличить точность и надежность данных, ускорить процесс проведения инвентаризации и сделать его более эффективным.

Порядок проведения инвентаризации в 2024 году

Для обеспечения эффективного учета и контроля объектов основных средств в казенном учреждении и проведения инвентаризации в 2024 году необходимо следовать определенному порядку:

  1. Подготовка к инвентаризации:
  • Создание рабочей группы, ответственной за проведение инвентаризации;
  • Назначение руководителя группы;
  • Ознакомление сотрудников с правилами и процедурами инвентаризации;
  • Уточнение перечня объектов основных средств, подлежащих учету.
  • Подготовка документации:
    • Разработка плана инвентаризации;
    • Оформление приказа о проведении инвентаризации;
    • Составление актов описи имущества;
    • Составление актов сверки бухгалтерских данных с фактическим наличием объектов.
  • Проведение инвентаризации:
    • Обеспечение доступа к объектам основных средств;
    • Осуществление физического учета имущества;
    • Фиксация всех изменений, выявленных при инвентаризации;
    • Заполнение актов описи и сверки данных.
  • Анализ результатов инвентаризации:
    • Проверка соответствия фактического наличия объектов данным учета;
    • Выявление и учет обнаруженных расхождений;
    • Составление отчета о результатах инвентаризации;
    • Принятие мер по устранению выявленных проблем.

    Проведение инвентаризации основных средств в 2024 году является задачей ответственных сотрудников, назначенных руководством казенного учреждения. Безопасность, аккуратность и точность при проведении инвентаризации имеют большое значение для поддержания надлежащего учета и транспарентности деятельности организации.

    Роль сотрудников казенного учреждения в инвентаризации

    Одним из главных исполнителей задачи инвентаризации являются сотрудники казенного учреждения. Им приходится выполнять ряд важных функций, связанных с проведением и документированием инвентаризации.

    Во-первых, сотрудники казенного учреждения должны активно участвовать в процессе подготовки к инвентаризации. Они должны иметь хорошее представление о всех объектах основных средств, которые имеются в организации. Для этого им необходимо ознакомиться с планом инвентаризации, изучить сводные таблицы и другие документы, связанные с состоянием имущества.

    Во-вторых, сотрудники должны активно участвовать в сборе и проверке информации о состоянии объектов основных средств. Они должны тщательно осмотреть каждый объект, проверить его соответствие документации, а также отметить выявленные повреждения или несоответствия. От них также требуется правильно оформить протоколы инвентаризации и сводные таблицы.

    Кроме того, сотрудники казенного учреждения должны следить за сохранностью и правильным использованием объектов основных средств. Они должны сообщать своим начальникам о любых проявлениях мошенничества, неграмотного использования имущества или его утрате.

    В целом, сотрудники казенного учреждения играют ключевую роль в проведении инвентаризации и отражении состояния объектов основных средств. Внимательность, ответственность и аккуратность каждого сотрудника позволяют сделать инвентаризацию эффективной и точной.

    Правила оформления электронных первичных документов

    Электронные первичные учетные документы (сводные электронные первичные учетные документы) и электронные регистры бухгалтерского учета составляются в форме электронного документа, подписанного (п. 1 Методических указаний):

    • квалифицированной электронной подписью (далее – ЭЦП);

    • простой электронной подписью (далее – простая ЭП) – в случаях, предусмотренных Методическими указаниями.

    В соответствии с пояснениями по оформлению электронных первичных документов, доведенными Письмом Минфина России № 02-07-07/98091, условия для принятия электронных первичных учетных документов к учету следующие:

    1) заполнение всех реквизитов электронного первичного документа;

    2) наличие квалифицированной электронной подписи руководителя учреждения (уполномоченного им лица).

    Лицо, ответственное за формирование электронного документа, не заполняет поля электронного первичного документа, предназначенные для бухгалтерских записей либо отметок бухгалтерии (Письмо Минфина России № 02-07-07/98091).

    Обратите внимание: документы, форма которых предусматривает наличие нескольких подписей, включая ЭП, можно принять к учету только при наличии в них ЭЦП, например, руководителя или главного бухгалтера (п. 3 Методических указаний).

    Отметим, что на основании Федерального закона от 27.12.2019 № 476-ФЗ с 2022 года реализована возможность получения автономными учреждениями квалифицированной ЭЦП на безвозмездной основе в удостоверяющем центре ФНС.

    В соответствии с п. 3 Письма Минфина России № 02-07-07/98091 первичные электронные документы формируются с указанием предусмотренных унифицированными формами электронных документов реквизитов и соответствующих им согласно общероссийским классификаторам (классификациям) технико-экономической информации при автоматизированной обработке и обмене информации кодов.

    При создании электронного первичного документа допускается внесение следующих изменений:

    Изменения электронного первичного документа

    Обоснование

    Изменение размера граф и строк

    Пункт 3 Письма Минфина России № 02-07-07/98091

    Включение дополнительных строк (подразделов), которые предусмотрены унифицированной формой

    Добавление вкладных листов

    Сущность инвентаризации в бюджетном учреждении

    Инвентаризация предполагает проверку наличия и состояния имущества на установленную дату и соответствие такой информации данным проводимого в бюджетном учреждении бухучета. Сущность инвентаризации заключается в том, чтобы сравнить фактическую и учетную информацию между собой и выявить ошибки бухгалтеров или материально-ответственных лиц, исправить их в отчетном периоде и в последующем не допускать. Также инвентаризация необходима в том случае, когда предполагается факт хищения и присвоения государственного имущества виновной стороной.

    Инвентаризация обязательна к проведению при наступлении определенных ситуаций, к которым относятся:

    • реорганизация учреждения;
    • смена или увольнение материально-ответственных лиц;
    • составление годовой финансовой и бухгалтерской отчетности;
    • подозрения по факту хищения или кражи;
    • чрезвычайная ситуация вследствие стихийного бедствия.

    Пять практических вопросов по инвентаризации в бюджетном учреждении

    Вопрос №1. Необходимо ли осуществлять инвентаризацию, если бюджетное учреждение реорганизовано?

    Да, в обязательном порядке. Этот пункт указан на законодательном уровне, а потому, если, к примеру, обычная средняя школа реорганизуется в гимназию или лицей, все ее материальные ценности и денежные средства должны быть проинвентаризированы для передачи новому руководству.

    Вопрос №2. Должна ли инвентаризационная комиссия самостоятельно переписывать наименования объектов учета, или эту процедуру можно упростить?

    Да, работу инвентаризационной комиссии можно упростить, для чего бухгалтер распечатывает из автоматизированной программы перечень ревизуемого имущества. Кроме того, это удобно, поскольку члены комиссии могут не знать всех наименований, а предоставленный список поможет наилучшим образом обработать полученные результаты. Таким образом можно избежать пересортицы, особенно часто возникающей при наличии большого перечня наименований материальных ценностей.

    Вопрос №3. Имеем ли мы право удержать из зарплаты материально-ответственного лица сумму недостачи, выявленной при инвентаризации имущества?

    Безусловно, это действие можно совершить. Однако необходимо помнить, что вина ответственного сотрудника должна быть полностью доказана. Кроме того, с него необходимо взять объяснение по поводу того, каким образом могла произойти недостача, и согласен ли он возмещать ущерб. Также руководитель в обязательном порядке должен издать приказ, в котором отражаются результаты инвентаризации и ответственность, которую должен понести виновник недостачи.

    Выявлена безнадежная кредиторская задолженность

    Суммы кредиторской задолженности, по которой истек срок исковой давности, включаются в доходы по результатам проведенной инвентаризации при наличии письменного обоснования и приказа (распоряжения) руководителя организации и относятся на финансовые результаты у коммерческой организации (п. 78 Положения по ведению бухучета № 34н, п. 7, 10.4, абз. 4 п. 16 ПБУ 9/99).

    Согласно п. 18 ст. 250 НК РФ суммы кредиторской задолженности (обязательства перед кредиторами), списанной в связи с истечением срока исковой давности включаются в состав внереализационных доходов в последний день того отчетного периода, в котором истекает срок исковой давности (Письма Минфина России от 21.10.2019 N 03-03-06/1/80551, ФНС России от 08.12.2014 № ГД-4-3/25307@).

    Читайте также:  Пособия на 3 ребенка в 2024 году в Кемеровской области

    Задолженность может быть признана нереальной ко взысканию и по другим основаниям (например, при исключении организации-контрагента из ЕГРЮЛ). Восстанавливать НДС, принятый к вычету при приобретении товаров (работ, услуг), в связи со списанием просроченной кредиторской задолженности не нужно (письмо Минфина России от 21.06.2013 № 03-07-11/23503).

    На счетах бухгалтерского учета операции по списанию кредиторской задолженности отражаются так:

    1. Дебет 41 (10, 08) Кредит 60 — приняты к учету материальные ценности;
    2. Дебет 19 Кредит 60 — выделен НДС;
    3. Дебет 68 Кредит 19 — НДС принят к вычету;
    4. Дебет 60 Кредит 91 — сумма долга включена в состав доходов.

    НДС, начисленный при получении аванса, в бухгалтерском учете следует признать прочим расходом с отнесением в дебет счета 91″Прочие расходы».

    По мнению Минфина России, сумму НДС с полученного аванса налогоплательщик не может принять к вычету и включить в налоговые расходы (письма Минфина России от 24.05.2022 N 03-07-11/48045, от 07.09.2020 N 03-07-11/78402, от 07.12.2012 № 03-03-06/1/635, постановление АС Московского округа от 14.06.2016 N Ф05-7744/2016 по делу N А41-48192/2015). Вопрос о включении суммы НДС в доходы в составе задолженности законодательством не решен.

    Существует мнение, если НДС не признается в составе расходов, то в соответствии с п. 1 ст. 248 НК РФ НДС, предъявленный покупателю в доходы включаться не должен, т. е. сумма долга должна включаться в доходы за минусом НДС. Включение в доход полной суммы авансовых платежей означало бы уплату налога на прибыль с суммы уже уплаченного в бюджет НДС, что противоречит налоговому законодательству. Но следует учитывать, что в письме Минфина РФ от 24.05.2022 N 03-07-11/48045 изложена позиция, что на основании п. 8 ст. 250 НК РФ внереализационными доходами признается вся списанная кредиторская задолженность. И иная позиция может вызвать споры с налоговыми органами.

    1. Дебет 51 Кредит 62 — получен аванс от покупателя;
    2. Дебет 76.АВ Кредит 68 — начислен НДС с аванса;
    3. Дебет 62 Кредит 91 — сумма долга включена в состав доходов;
    4. Дебет 91 Кредит 76.АВ — НДС списан в расход без учета в целях налогообложения.

    Инвентаризация финансовых обязательств в бюджетном учреждении

    Чтобы подготовиться, составьте план-график инвентаризации объектов учета. Он позволит определить объем работы и выявить потребность в трудовых ресурсах.

    Возможные основания для дифференциации:

    • Документальная инвентаризация (например, патенты или земельные участки) или инвентаризация очная с пересчетом объектов (касса, материалы на складе, основные средства, имущество в аренде и пр.).
    • Сроки проведения. Например, инвентаризация основных средств — процесс трудозатратный, поэтому проводить ее лучше в ноябре или декабре. Кассу можно проверить за несколько часов и проинвентаризировать ее можно в последний рабочий день отчетного года или в первый рабочий день 2021 года, считая это событием после отчетной даты.

    Если хотя бы один член комиссии отсутствует, результаты инвентаризации могут признать недействительными (абзц. 4 п. 2.3 указаний, утв. Приказом Минфина России от 13.06.1995 № 49). Поэтому необходимо следить, чтобы все члены комиссии присутствовали на проверке (Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 17.05.2018 № 09АП-14783/2018, 09АП-18865/2018 по делу № А40-168374/17). А как показывает практика, работники, ссылаясь на занятость по служебным делам, часто игнорируют необходимость присутствовать в комиссии.

    Чтобы быстрее провести инвентаризацию:

    • сформируйте рабочие комиссии в большом количестве: несколько рабочих комиссий быстрее проведут инвентаризацию, чем одна постоянно действующая;
    • оптимизируйте численность комиссий: минимальный состав — три человека (председатель и два члена). Законодательство этот вопрос не регламентирует, поэтому учреждение решает самостоятельно, сколько человек будут входить в комиссию.

    Задача годовой инвентаризации — подтвердить остатки на счетах учета в бухгалтерской отчетности.

    Проанализируйте баланс (ф. 0503130 или ф. 0503730) и установите, какие счета и объекты учета есть в наличии у учреждения или могут быть потенциально, но работники не сообщили о произошедших фактах:

    • например, работник подал иск на учреждение, но не проинформировал об этом, а следовательно, бухгалтерия не отразила резерв в учете. Чтобы не допустить ошибки, направьте во все отделы учреждения служебную записку и сообщите, что в бухгалтерию нужно подать информацию о фактах хозяйственной жизни с подтверждающими документами. Пример такой записки вы можете скачать в этой статье.​

    По мнению Федерального казначейства, инвентаризация позволяет сверить, как в учреждении соблюдают правила и условия хранения материальных ценностей и денежных средств, а также как ведут складское хозяйство, содержат и эксплуатируют машины, оборудование, другие активы учреждения. Это следует из Методических рекомендаций по осуществлению проверок законности отдельных финансовых и хозяйственных операций, утвержденных Казначейством России 31.12.2019.

    Во время инвентаризации комиссия проводит не только физический подсчет объектов и фиксирует их наличие или отсутствие, но и оценивает состояние всех активов. В Письме от 15.12.2017 № 02-07-07/84237 Минфин сообщает следующее: чтобы выявить объекты основных средств, которые перестали соответствовать критериям актива, комиссия определяет:

    • статус объекта: в эксплуатации, временно не эксплуатируется, реконструируется и т.д.;
    • целевую функцию: эксплуатируется, нужен ремонт или восстановление.

    Чтобы отразить статус объектов и их целевую функцию, в инвентаризационных описях по нефинансовым активам (ф. 0504087) есть графы 8 и 9. В учетной политике учреждение может установить условные обозначения для этих граф. В конце статьи вы можете скачать фрагмент учетной политики с примером условных обозначений.

    В шпаргалке собрана полезная информация из статьи:

    • Образцы документов к инвентаризации 437.9 КБ

    Финансовые и иные обязательства учреждения должны быть проверены в рамках инвентаризации (п. 9 Инструкции по отчетности, утвержденной приказом Минфина России от 25.03.2011 № 33н, пп. 80—81 федерального стандарта бухучета для организаций госсектора «Концептуальные основы бухгалтерского учета и отчетности организаций государственного сектора», утв. приказом Минфина России от 31.12.2016 № 256н, п. 27 Положения по ведению бухучета, утвержденного приказом Минфина РФ от 29.07.1998 № 34н):

    • по основаниям, в сроки и в порядке, установленным субъектом учета в рамках формирования своей учетной политики;
    • при установлении фактов хищений или злоупотреблений, а также порчи имущества;
    • в случае стихийного бедствия, пожара, аварии или других ЧС, в том числе вызванных экстремальными условиями;
    • при смене материально ответственных лиц (на день приемки-передачи дел);
    • при передаче (возврате) комплекса объектов учета (имущественного комплекса) в аренду, управление, безвозмездное пользование, хранение, а также при выкупе, продаже комплекса объектов учета (имущественного комплекса);
    • в других случаях, предусмотренных законодательством и НПА;
    • при составлении годовой отчетности;
    • при реорганизации или ликвидации учреждения.

    Как проводить инвентаризацию кассы по правилам 2022 года

    Особое внимание при инвентаризации расчетов необходимо уделить судебным делам, в которых организация участвует в качестве истца или ответчика. А также признанным претензиям как контрагентами, так и самой организацией. Признанные контрагентами претензии включаются в состав доходов в бухгалтерском и налоговом учете на дату признания должником. Соответственно, признанные организацией претензии включаются в состав расходов также на дату признания.

    Доходы по причитающимся штрафам, пени, неустойкам, ущербу, по которым организация выступала истцом, признаются на дату вступления в законную силу решения суда (п. 3 ст. 250, пп. 4 п. 4 ст. 271 НК РФ, п. 10.2 ПБУ 9/99). Аналогично признаются расходы по штрафам, пени, неустойкам, ущербу, присужденные к выплате организацией (пп. 13 п. 1 ст. 265 НК РФ, пп. 8 п. 7 ст. 272 НК РФ, п. 14.2 ПБУ 10/99).

    Читайте также:  Страховая компания ФСИН в 2024 году

    Напомним, что Решение арбитражного суда первой инстанции вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции (п. 1 ст. 180 АПК РФ).

    Условие проведения: обязательное и инициативное

    Для проведения инвентаризации в 2024 году необходимо соблюдать определенные условия, которые регламентируются документально. Также возможно проведение инвентаризации по инициативе организации.

    Обязательное проведение инвентаризации является неотъемлемой частью учета и контроля за имуществом. В этом случае подлежащие проверке объекты составляются инвентаризационной описью.

    Условие обязательного проведения инвентаризации устанавливается законодательством РФ. Это означает, что каждое лицо, осуществляющее предпринимательскую деятельность, должно проводить инвентаризацию в соответствии с действующими правилами и нормами.

    Инвентаризационная опись — это документ, в котором фиксируются результаты инвентаризации. Она составляется в форме таблицы, которая содержит перечень инвентарных номеров, наименование объектов, их количественные и стоимостные характеристики.

    Инициативное проведение инвентаризации возможно при наличии желания организации улучшить свою учетную систему или определить настоящее состояние активов и пассивов.

    Условие инициативного проведения инвентаризации не требует обязательного проведения, оформления или учета. Заполнение инвентаризационной описи может производиться по желанию организации. Результаты инвентаризации могут использоваться в учетных целях или при необходимости подтвердить имеющуюся информацию о наличии активов и пассивов.

    Инструкция по проведению и заполнению инвентаризационной описи подробно описывает условия проведения и заполнения документа. Она утверждается руководителем организации и включает порядок проведения инвентаризации, требования к оформлению форм, регистрации результатов и другие детали процесса.

    Принципиально новый порядок учета НМА: новые счета, ИТ-инвентаризация, условия контрактов

    А провести всю работу целесообразно в рамках IT-инвентаризации. Именно при инвентаризации нематериальных активов профильная комиссия сможет принять решения относительно классификации имеющихся НМА, порядка их учета и амортизации. И на федеральном уровне инвентаризация IT-ресурсов уже началась. Инициировало ее Правительство РФ своим распоряжением, в котором рекомендовало и органам власти субъектов РФ организовать и провести инвентаризацию IT-ресурсов в подведомственных учреждениях. Федеральные органы должны отчитаться о результатах IT-инвентаризации в срок до 5 марта текущего года, региональные – до 19 марта.

    На государственном уровне пристальное внимание обращено на условия создания, приобретения, использования и учета исключительных и неисключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности (РИД). Пожалуй, самый заметный для учреждений этап проводимой в этом направлении работы – внедрение с 2023 года нового федерального стандарта «Нематериальные активы» и следующие за этим изменения в порядке учета НМА (Федеральный закон от 8 декабря 2023 г. № 399-ФЗ «О внесении изменений в статью 5 Федерального закона «О науке и государственной научно-технической политике» и статью 103 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», Федеральный закон от 22 декабря 2023 г. № 456-ФЗ «О внесении изменений в части вторую и четвертую Гражданского кодекса Российской Федерации и признании утратившими силу законодательных актов (отдельных положений законодательных актов) Российской Федерации».)

    Такая масштабная инвентаризация всех IT-ресурсов позволит получить исчерпывающий объем сведений для проведения оценки затрат на IT-ресурсы, а также выявить существующие недостатки в их учете и станет отправной точкой для совершенствования учета информационных систем.

    Поэтому по тем НМА, по которым в 2023 она начислялась исходя из 10-летнего срока полезного использования, срок нужно пересмотреть, и если в 2023 году они будут классифицированы как объекты с неопределенным сроком полезного использования, то тогда начисление амортизации по ним следует прекратить. Но для этого нужно четко разобраться с условиями договоров и иных документов, на основании которых получены исключительные права.

    Обратите внимание, что к объектам НМА, учтенным как на счете счете 102 00, так и на счете 111 60, относятся активы со сроком полезного использования более 12 месяцев. Для неисключительных прав определить этот срок по состоянию на 1 января 2023 года должна комиссия по поступлению и выбытию активов, проанализировав условия договоров, по которым учреждение получило соответствующее право пользования. И если оставшийся срок полезного использования определен комиссией как 12 месяцев и менее, «поднимать» такие неисключительные права на балансовый счет 0 111 60 нет оснований – их стоимость должна быть списана с «забаланса» и отнесена на финансовый результат по счету 401 20. Подробнее обо всем этом и пошаговая инструкция по переносу объектов НМА с «забаланса» на баланс, – в нашем специальном Обзоре.

    Обязательными к применению продолжают оставаться формы документов, используемых в качестве первичных учетных документов, установленные уполномоченными органами в соответствии и на основании других федеральных законов (например, кассовые документы). Оценочное значение — это когда показатели для бухучета и отчетности рассчитывают приблизительно на основе прогнозов, экспертных заключений и профессиональных суждений, так как определить его точное стоимостное выражение невозможно (п. 6 СГС «Учетная политика, оценочные значения и ошибки»).

    По мнению Федерального казначейства, инвентаризация позволяет сверить, как в учреждении соблюдают правила и условия хранения материальных ценностей и денежных средств, а также как ведут складское хозяйство, содержат и эксплуатируют машины, оборудование, другие активы учреждения.

    • ликвидация организации;
    • реорганизация организации;
    • смена материально-ответственных сотрудников (увольнение, перемещение, прием на работу);
    • продажа имущества;
    • выкуп имущества;
    • передача в аренду имущества;
    • воровство, хищение и т.д.;
    • порча имущества;
    • форс-мажорные ситуации.

    Насколько часто проводить инвентаризацию, организации определяют самостоятельно. В 2023 году обязательным является только проведение годовой инвентаризации. Это сказано в пункте 27 Приказе Минфина России № 34н от 29.07.1998 «Об утверждении Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации».При этом инвентаризацию основных средств можно проводить один раз в три года. Принятое решение необходимо закрепить в учетной политике организации. Как правило, инвентаризацию проводят по окончанию года перед составлением годовой бухгалтерской отчетности. Однако существуют случаи, когда организация должна провести инвентаризацию внепланово. Случаи могут быть следующего плана:

    В графе 5 отражается цена (оценочная стоимость) объекта инвентаризации. В порядке заполнения этой графы уточняется, что если проводится материальных ценностей, предназначенных для реализации, то указывается цена продукции, товара, при выявлении излишков – оценочная стоимость объекта.

    Для организаций бюджетной сферы формы инвентаризационных описей (сличительных ведомостей) утверждены Приказом Минфина от 30.03.2023 № 52н. Часто учреждения ошибочно принимают в свой оборот формы из Постановления Госкомстата России от 18.08.1998 № 88, например инвентаризационную опись основных средств (ф. ИНВ-1) или товарно-материальных ценностей (ф. ИНВ-3). Эти описи аналогичные, но не могут заменить формы, подготовленные Минфином именно для учреждений госсектора.

    • например, если комиссия выявила недостачи имущества или ущерб учреждению, нужно предъявить виновной стороне требования их возместить. Чтобы обратиться в правоохранительные органы или подать гражданский иск в суд, нужно соблюсти условия процессуального характера.


    Похожие записи:

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *