Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Разрешен ли ксенон в противотуманках в 2024 году». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Начнем с того, что и у ксеноновых, и у галогенных лампочек есть как сторонники, так и противники. Частые споры по поводу ламп обычно заканчиваются в пользу ксеноновых. Но на самом ли деле такие лампы лучше?
Проблемы, которые создают ксеноновые лампочки
Рассмотрим основные проблемы, которые создают неправильно установленные ксеноновые лампочки:
Во-первых, свет ксеноновых ламп ослепляет водителей встречных и попутных автомобилей. Происходит это потому, что при использовании с «галогенными» отражателями свет ксеноновых ламп может быть направлен неправильно, то есть не на дорогу. В том числе нестандартные лампочки могут светить на соседние и встречные автомобили, создавая дискомфорт для водителей.
Конечно можно сказать, что это проблема других участников дорожного движения, однако думать так довольно глупо. В первую очередь это проблема для самого водителя, на автомобиль которого установлены нестандартные лампы накаливания. Очевидно, что встречный автомобиль с ослепленным водителем с большой долей вероятности врежется именно в своего «обидчика», т.е. в машину с неправильно установленными ксеноновыми лампочками. Так что не стоит испытывать судьбу.
Во-вторых, распространено ошибочное мнение, что ксеноновые лампы улучшают видимость дороги, т.е. чем больше света, тем лучше видно. Причем многие водители автомобилей с «колхозным» ксеноном свято в это верят.
Само по себе использование ксеноновых фар не противоречит действующему законодательству. В России по дорогам передвигается большое количество иномарок, укомплектованных производителем ксеноновыми фарами.
Однако по собственной инициативе менять тип фар, который не предусмотрен заводом-изготовителем запрещено. Такого рода тюнингом, как правило, увлекаются многие собственники отечественных авто. Но поскольку ни одна модель российского автопрома не оснащена штатными ксеноновыми фарами, чаще всего именно их останавливают сотрудники ГИБДД для проверки.
При этом осуществляется проверка маркировки на линзах — разрешается монтаж в рассеиватели типа DC, DR или DCR. Также ксеноновая фара должна иметь автоматический корректор угла наклона и фароомыватель.
Для сведения. Рассеиватель — наиболее удаленный элемент светового прибора, который пропускает свет через освещающую поверхность. Его назначение, защита лампы от грязи и воды. Изготавливается из стекла/пластика. Если просто — стекло фары.
Правомерность использования ксенонового света
С точки зрения логики запрещение использования или штраф за ксенон в рамки здравого смысла не укладывается. До сих пор никто не может понять, почему инспектор Кулаков, стоящий на трассе Вязники — Владимир, разбирается больше в оптико-физических характеристиках светового потока ближнего света, чем инженер Йоханссон, который посвятил полжизни разработке этой газоразрядной лампы. Инженер чистосердечно не хотел никому вредить, он просто улучшил конструкцию фары головного света. Она может быть просто неправильно настроена, но работать против законов безопасности движения она не может по умолчанию.
С другой стороны, как инспектор может на глаз определить, что на автомобиле стоит ксеноновая лампа, пускай она хоть тысячу раз запрещена? Ведь он не имеет права даже пальцем касаться капота чужого автомобиля без решения суда или постановления прокуратуры. Вот этот вопрос мы предлагаем рассмотреть немного подробнее, а к газоразрядным лампам вернемся немного позже.
Досмотр транспортного средства
Именно так и только так можно выяснить, стоит ли ксеноновая лампа в автомобиле. Но для начала рассмотрим алгоритм действий, который может избавить от проблем вообще или отвести их на некоторое время. В ответ на обвинение в том, что на автомобиле установлены трижды незаконные ксеноновые лампы, можно спокойно ответить, что это не так и попросить предъявить служебное удостоверение, согласно пункту 2.4 Правил Дорожного Движения.
Обосновать свои обвинения инспектор может только после экспертизы или указав на маркировку ксеноновой лампы на ее цоколе. В условиях трассы или даже стационарного поста это сделать невозможно. Также инспектор не имеет права открывать капот, если владелец не согласен с обвинением. В фарах вполне может быть установлена галогеновая лампа со спектром светового потока, очень близкого к ксеноновому.
Общаемся с инспектором, если у вас установлен ксенон
Итак, инспектор ГИБДД остановил Вас за ксенон. Что делать?
1. Просим инспектора предъявить служебное удостоверение в развернутом виде. После чего переписываем данные удостоверения, номер нагрудного жетона и телефон дежурной части. Данные сведения Вам пригодятся в случае возникновения какой-либо конфликтной ситуации, например, обращения в суд для обжалования действий инспектора.
2. Согласно Приказу МВД РФ от 02.03.2009 года № 185, для того, чтобы остановить транспортное средство, должны быть веские причины. Получается, что незаконный ксенон относится к признакам нарушения, которые были установлены визуально. Обратите внимание на то, что за данное нарушение вас могут остановить где угодно, так как на стационарном посту отныне останавливают только для проверки документов. При этом остановка инспектором запрещена в тех местах, где их остановка запрещена ПДД.
3. Для того чтобы инспектор убедился в том, что у вас установлен «левый» ксенон, ему необходимо будет открыть капот.
Часть 1 статьи 27.9 КоАП РФ:
Досмотр транспортного средства любого вида, то есть обследование транспортного средства, проводимое без нарушения его конструктивной целостности, осуществляется в целях обнаружения орудий совершения либо предметов административного правонарушения.
Так как это будет являться досмотром (не путать с осмотром), то для этого необходимо обязательное присутствие двух понятых или видеосъемка.
Часть 2 статьи 27.9 КоАП РФ:
Досмотр транспортного средства осуществляется лицами, указанными в статьях 27.2, 27.3 настоящего Кодекса, в присутствии двух понятых либо с применением видеозаписи. (в ред. Федерального закона от 14.10.2014 N 307-ФЗ)
4. В протоколе о досмотре транспортного средства должна быть указана вся информация о том, кто его составлял, в отношении кого он составлен, а так же все, что касается вашего автомобиля. В графе «Обязанности и права разъяснены» указываем «Права и обязанности не разъяснены» — проставляем подпись, но только в том случае, если это действительно так.
Важно: Инспектор обязан именно разъяснить Вам права, а не указать на самостоятельное прочтение их на обороте. По требованию водителя инспектор должен разъяснить порядок обжалования своих действий, сообщить местонахождение и телефон дежурного или ответственного должностного лица.
5. При заполнении протокола, в графе «объяснения лица» указываем, «с вменяемым нарушением не согласен. Требую помощи адвоката». Зачастую, существует большая вероятность выиграть дело и добиться того, чтобы водительские права остались у вас на руках.
6. Направить автомобиль на штрафстоянку не имеют права.
Что считается нарушением
В России ксеноновый свет тотально не запрещен. Но такие световые приборы должны быть легально установлены:
- автомобиль оснащен «дневным светом» уже на заводе. Такая информация будет содержаться на маркировке фар и в руководстве к машине;
- ксенон допустим параметрами машины, но на заводе не устанавливался. То есть имеется другой вид освещения. И есть возможность без переделок поставить газоразрядные лампы;
- заводом не предусмотрен, но пройдена процедура узаконивания. Получена тех.экспертиза, произведена регистрация в ГИБДД переоборудования автомобиля. А именно, установки ламп, блока розжига, автокорректора, омывателя фар. Но эта процедура могла быть пройдена до 2015 года. Теперь переоборудование не регистрируют.
Во всех прочих случаях ксеноновый свет недопустим.
Иногда встречаются затруднительные ситуации. Маркировка фар предусматривает различные комбинации ксеноновых элементов: только ближний свет (DC), только дальний (DR), одновременно и ближний и дальний (DCR).
Если установить ксеноновую лампочку на дальний режим освещения, а фара предусматривает возможность ксенона только на ближний, то налицо нарушение. И также относительно установки газоразрядной лампы на ближний свет, когда разрешено только на дальний.
Общаемся с инспектором, если у вас установлен ксенон
Итак, инспектор ГИБДД остановил Вас за ксенон. Что делать?
1. Просим инспектора предъявить служебное удостоверение в развернутом виде. После чего переписываем данные удостоверения, номер нагрудного жетона и телефон дежурной части. Данные сведения Вам пригодятся в случае возникновения какой-либо конфликтной ситуации, например, обращения в суд для обжалования действий инспектора.
2. Согласно Приказу МВД РФ от 02.03.2009 года № 185, для того, чтобы остановить транспортное средство, должны быть веские причины. Получается, что незаконный ксенон относится к признакам нарушения, которые были установлены визуально. Обратите внимание на то, что за данное нарушение вас могут остановить где угодно, так как на стационарном посту отныне останавливают только для проверки документов. При этом остановка инспектором запрещена в тех местах, где их остановка запрещена ПДД.
3. Для того чтобы инспектор убедился в том, что у вас установлен «левый» ксенон, ему необходимо будет открыть капот.
Часть 1 статьи 27.9 КоАП РФ:
Досмотр транспортного средства любого вида, то есть обследование транспортного средства, проводимое без нарушения его конструктивной целостности, осуществляется в целях обнаружения орудий совершения либо предметов административного правонарушения.
Так как это будет являться досмотром (не путать с осмотром), то для этого необходимо обязательное присутствие двух понятых или видеосъемка.
Лишение или штраф за ксенон и LED в 2024 году?
Давайте сначала рассмотрим, откуда вообще «ноги растут» у данного вопроса. Почему как рядовые водители, так и эксперты спорят о наказаниях за светодиодные источники света или ксеноновые лампочки, и даже судьи делятся во мнениях, что назначать: штраф или лишать водителей права управления.
Итак, на сегодняшний день есть 2 нормы в Административном кодексе, которые в тех или иных случаях могут быть применены при обсуждаемом нами нарушении.
- Часть 1 статьи 12.5 КоАП РФ предусматривает штраф 500 рублей за нарушение Перечня неисправностей (приложение к ПДД). В частности, в данном случае речь идёт о требовании пункта 3.4 документа, требующего, чтобы тип источника света соответствовал маркировке фары.
- В то же время, есть ещё часть 3 этой же статьи Кодекса. Она уже говорит о лишении прав на срок от полугода до года за несоответствующий режим работы и цвет огней фар. Плюсом к лишению идёт Конфискация ламп.
Вот и получаем, что на первый взгляд обе меры ответственности применимы в случае ЛЕД или ксеноновых ламп в галогеновой фаре. Однако, это не совсем так. Но, чтобы понять это, давайте подробнее рассмотрим диспозиции данных норм наказаний.
Как проверить и узнать, что у вас установлен нештатный ксенон
Для владельцев автомобилей, оснащенных ксеноновым освещением, встает вопрос о соответствии их автомобиля новым правилам дорожного законодательства. Из-за экологической вредности использования ксенона без регулирования, его установку считают серьезным нарушением, влекущим за собой штрафные санкции. Чтобы избежать получения штрафа, владельцам необходимо знать, как проверить, что у них установлен нештатный ксенон.
Во-первых, вам понадобится световой прибор, чтобы определить, является ли ваше освещение ксеноновым. В основном, такие лампы имеют голубоватый цвет света, отличный от обычного белого свечения, которое характерно для ламп накаливания. Если вы не уверены, можно обратиться за помощью к техосмотрщику или сотруднику автосервиса.
Одним из преимуществ ксенонового освещения является более яркий и широкий световой поток, чем у обычных ламп. Если у вас установлены нештатные ксеноновые лампы, они могут быть сразу заметны, так как яркость и ширина освещения будут отличаться от обычных. Это может привлечь внимание инспектора ГИБДД или другого контролирующего органа при проверке вашего автомобиля.
Кроме того, важно обратить внимание на рассеиватель фар. Лампы ксенона имеют особый рассеиватель, который отличается своей формой и характером распределения света. Если вам не удалось узнать, является ли ваше освещение ксеноновым, обратите внимание на рассеиватель фар. Он обычно имеет неправильную форму, не соответствующую обычным лампам, и обеспечивает особый световой поток.
Если вы все же сомневаетесь в том, что у вас установлен нештатный ксенон, можете обратиться за помощью к специалистам. Они проведут осмотр вашего автомобиля и определят, соответствует ли ваше освещение требованиям дорожного законодательства.
Необходимо отметить, что подтверждение установки нештатного ксенона лишь решает вопрос о соответствии техническим нормам. В случае притязаний по экологическим последствиям использования ксенона, возможны дополнительные проверки и наказания. Экологическая проблема использования нештатного ксенона выходит за рамки дорожного законодательства, поэтому в будущем может быть ужесточено регулирование или даже запрещено использование ксенона в России.
Важно помнить, что использование нештатного ксенона может повлечь серьезные последствия, включая потерю видимости на дороге и опасность для себя и других участников движения. Поэтому, предпочтительнее устанавливать в автомобиль лампы, соответствующие требованиям дорожного законодательства.
В случае нарушения правил установки ксенона и использования нештатного освещения, владельцев ожидает получение штрафа. Размер штрафа зависит от конкретных нарушений и может достигать значительных сумм. Поэтому, если у вас есть сомнения о правильности установки ксенона в вашем автомобиле, рекомендуется пройти технический осмотр и получить подтверждение соответствия требованиям дорожного законодательства.
Штраф или лишение за ксенон в противотуманках?
В контексте штрафа за ксенон в ПТФ все аналогично запрету на такой в переднем свете. Как мы упоминали выше, законодательство не делает прямого различия между ПТФ и фарами, и Закон о государственном управлении не является исключением. Он предусматривает штрафные санкции за несоблюдение основных положений ПДД, пункт 3.4, которые мы цитировали выше.
Но какое наказание предусмотрено за ксенон в противотуманках: штраф или лишение прав? Вопрос неоднозначный, ведь на дороге вас вполне могут лишить прав почти в 90 и более процентах случаев. Причем даже в вышестоящих судах. Вы можете остаться без лицензии на ксенон на общий срок от полугода до 1 года как за нарушение правил правильного цвета света, излучаемого фарами, и их эксплуатации в основных правилах (ч. 3 ст. 12.5 закона). Кодекс об административных правонарушениях). И противотуманные фары также будут изъяты на этой же линии.
Но почему мы говорим только о практике?! Потому что по идее ни цвет фар при установке ксенона в противотуманки (если он белый, желтый или оранжевый), ни даже режим их работы не нарушается. По техническому регламенту режимов всего два:
- постоянный,
- мигает.
Если у вас ксенон в противотуманках не мигает, режим тоже не прерывается. А также следует учитывать, что для составления состава за такое правонарушение должны быть соблюдены оба условия.
Аннулирование (прекращение) регистрации за ксенон в ПТФ
Отдельно следует отметить очень важный момент — снятие регистрации на установку ксенона ксенон в ПТФ. Это вполне возможно, в том числе и на практике. Дело в том, что транспортные средства с изменением конструкции регистрации не подлежат (пункт 3 приказа №399).
При этом пункт 51 того же постановления предписывает, что в случае обнаружения нарушений в уже зарегистрированных автомобилях, в виде внесения изменений в конструкцию, регистрация таких автомобилей подлежит прекращению (аннулированию) до устранения причин отмены были устранены.
Еще кое-что полезное для вас:
- Можно ли по ПДД устанавливать реснички и ДХО на фары и какой за это штраф?
- Возможна ли установка фонарей ФСО на расстоянии? Что такое штраф и является ли это дисквалификацией?
- Разбит передний фонарь автомобиля: можно ли ездить, чем грозит и какое наказание?
Если ксенон установлен в противотуманные фары типа, не подходящего для выхлопных газов, вы вносите изменение в конструкцию автомобиля и обязаны официально зарегистрировать такое изменение (но вы не сможете, так как такой автомобиль не пройдет сертификацию безопасности).
Кроме того, при установке ксенона в ПТФ, не предусматривающих установку, почти всегда меняется часть электропроводки, т.к для ксенона требуется более прочная проводка, а это, к сожалению, тоже изменение конструкции машины.
Принцип работы и свойства ксеноновых ламп
В ксеноновых лампах нить накала заменена двумя электродами, размещенными в запаянной колбе из стекла со смесью ксенона и солей металлов. Чтобы создать дуговой разряд между электродами, требуется переменный ток 25 кВт с частотой до 400 Гц. При его прохождении через газ начинается ионизация электронов, часть выделяемой в этом процессе энергии превращается в свет.
Чтобы ставить их в противотуманки, требуется модуль для розжига, рефлектор и линзы. В комплект поставки включается так же омыватели фар и автокорректоры. Это делает конструкцию головного освещения достаточно сложной, но избавляет от основного недостатка – способности ослепить. Для противотуманок использование линз можно считать недостатком – они не позволяют потоку света рассеяться.
Как убедить инспектора?
Сравнение галогеновых и ксеноновых фар.
Вам необходимо напомнить, что в п.3. ст. 12.5 КоАП предусмотрено наказание за световые приборы, цвет огней и режим работы которых не соответствует требованиям Основных положений по допуску ТС к эксплуатации. В п. 3.1 указанных выше Основных положений по допуску четко обозначены все требования к соответствию внешних световых приборов конструкции автомобиля: количество, тип, цвет, расположение и режим работы.
Уточните, что из данного перечня было нарушено при установке ксеноновых ламп. Очевидным фактом будет отсутствие изменений в количестве фар, их расположение и режиме работы. Если вы установили лампы, температура излучения которых не превышает 6000 К, то и цвет фар будет соответствовать ГОСТу. Остается тип ламп. Как правило, в инструкции к автомобилю не бывает указаний на запрет установки ксенона.
Сотрудники ГИБДД в таких случаях ссылаются на маркировку фар и считают именно ее главным доказательством вашей вины. Уверенно отвечайте, что в ч.3 ст. 12.5 КоАП про маркировку фар ничего не указано. Далее уточните, зачем вас вводят в заблуждение, указывая на признаки другой статьи. Не забудьте упомянуть, что вы обязательно укажите этот факт при составлении протокола.
Кроме того спокойно продемонстрируйте инспектору свои знания по этому вопросу. Так, маркировка фар рассматривается Техническим регламентом о безопасности колесных транспортных средств (утв. постановлением Правительства РФ от 10 сентября 2009 г N 720).
Температура различного освещения.
А именно: в ст. 1.3.14.7, которая с 10.09.2010 года утратила свою силу, так как была исключена из тех регламента Постановлением Правительства РФ от 10 сентября 2010 г. /N 706 “О внесении изменений в технический регламент о безопасности колесных транспортных средств”.
Кроме того, ст. 1.3.14.6 регламента была изменена тем же постановлением и на сегодняшнее время не содержит условие о необходимости наличия на световых приборах с газоразрядными лампами маркировки с помощью буквы «Е».
Таким образом, ваши действия попадают под ч.1 ст. 12.5 КоАП, согласно которой запрещается эксплуатация машины и подразумевается наказание в виде предупреждения или наложения штрафа до пятисот рублей. Что и требовалось доказать! Избежать штрафа вам не удастся, но согласитесь, это более мягкое наказание в сравнении с перспективой отдать свой водительский документ на 6 или 12 месяцев.
Почему ксенон в противотуманных фарах бесполезен?
Начать следует в того, что ксенон всегда должен быть в линзах, которые сосредотачивают пучок света в одном направлении. Главное же преимущество рассматриваемых нами фар для тумана заключается в их рассеивании света. Да, ксенон в ПТФ можно поставить и без линз, чтобы он рассеивал свет, но это тоже не поможет, и ниже Вы узнаете, почему.
Свет с галогеновыми лампами из противотуманок рассеивается вниз, ксенон же рассеивается во всевозможные стороны, которые не ограничиваются его теневыми рамками. Проблема в том, что в случае с ксеноном из-за его физических характеристик не выставить верхнюю границу направления пучка света, а в ПТФ именно чёткое расположение этой границы обеспечивает видимость в туман за счёт того, что не слепит самого водителя. В случае же с ксеноном в противотуманках в сильный туман Вы просто будете видеть белую стену перед собой.
Подробности нарушения
В соответствии с новыми правилами, использование ксеноновых ламп в противотуманных фарах будет рассматриваться как нарушение и влечь за собой административную ответственность. Это означает, что водители, установившие ксенон в противотуманные фары после 1 января 2024 года, будут подвергаться штрафу.
Размер штрафа за данное нарушение не установлен однозначно и будет зависеть от ряда факторов, включая регион, в котором было совершено нарушение, а также стоимость установки ксеноновых ламп. В среднем, штраф может составлять от нескольких тысяч до десятков тысяч рублей. Кроме того, может быть наложено дополнительное наказание, например, изъятие права управления транспортным средством на определенный срок.
Цель введения штрафов за ксеноновые фары в противотуманках заключается в повышении безопасности дорожного движения. Ксеноновые фары в противотуманках создают яркий и ослепительный свет, что может привести к снижению видимости других участников дорожного движения и возникновению дорожно-транспортных происшествий. Поэтому использование таких фар является нарушением и должно быть пресечено.