Мнение критиков о романе преступление и наказание. Сочинение достоевский ф. М

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Мнение критиков о романе преступление и наказание. Сочинение достоевский ф. М». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Приближаясь к нему впервые, мы рассчитываем найти законченное произведение, поэта, но открываем безграничность, целое мироздание с вращающимися в нем светилами и особой музыкой сфер. Ум теряет надежду когда-либо проникнуть до конца в этот мир: слишком чужой кажется нам при первом познавании его магия, слишком далеко уносит в беспредельность его мысль, неясно его назначение, – и душа не может свободно любоваться этим новым небом, как родным. Достоевский – ничто, пока он не воспринят внутренним миром. В сокровеннейших глубинах мы должны испытать собственную силу сочувствия и страдания и закалить ее для новой, повышенной восприимчивости: мы должны докопаться до последних корней с его как будто фантастической и в то же время такой подлинной человечностью. Только там, в самых тайных, в вечных и неизменных глубинах нашего бытия, где сплетаются все корни, мы можем надеяться отыскать связь с Достоевским.

Критики о романе «Преступление и наказание» и творчестве Ф.М. Достоевского

Структурная композиция «Преступления и наказания» довольно проста: роман состоит из 6 частей, каждая из которых, в свою очередь, состоит из 6–7 глав.

Роман делится на две составляющие: в первой описаны мытарства главного героя, его рассуждения и в итоге – совершённое им преступление. Затем следует наказание и саморазоблачение Раскольникова, и этому посвящены оставшиеся 5 частей произведения.

Характерной особенностью романа является некоторая непоследовательность в хронологии поступков Раскольникова. Этим автор хотел подчеркнуть нестабильность внутреннего состояния главного героя, его потерянность. Прекрасным дополнением к настроению Раскольникова являются тёмные, серые улицы Петербурга, описанию которых Достоевский выделил немало места в произведении.

В заключительной части романа – в эпилоге – писатель указал на возможное исцеление Раскольникова благодаря искреннему раскаянию и вере в Бога. Нравственное возрождение героя стало возможным только благодаря его полному переосмыслению своей жизни, поступков, ценностей.

Большое внимание Достоевский уделил не только бедному студенту, но и другим центральным персонажам: Разумихину, Дуне Раскольниковой, Пульхерии Александровне, Соне Мармеладовой, Свидригайлову. Характер каждого из них описан ярко, красочно, взаимодействие этих героев прекрасно дополняют общую картину, показанную автором. Несмотря на хитросплетение сюжетных линий, все они, так или иначе, связаны с Раскольниковым. Примечательно, что многих из описанных героев ожидает трагическая судьба и к концу романа лишь немногие останутся в живых.

«Преступление и наказание» – критика Писарева

На «Преступление и наказание» последовал и отклик со стороны знаменитого в эти годы Д. Писарева – статья «Борьба за жизнь». Первая её половина под названием «Будничные стороны жизни» была опубликована в майской книге радикального журнала «Дело» за 1867 год. Вторая ее часть, запрещенная цензурой, появилась уже после смерти Писарева в августовском номере того же журнала за 1868 год под названием «Борьба за существование».

Уже само название статьи «Борьба за жизнь» раскрывает, в чем видит материалист Писарев смысл романа. Анализируя «Преступление и наказание», критик односторонне настаивает, что причиной преступления Раскольникова явилась безысходная нищета.

Писарев отвергает мнение критика «Русского инвалида» о душевной болезни Раскольникова (1867, № 63) и доказывает, что «корень его болезни таился не в мозгу, а в кармане».

Он настаивает, что «странная», «дикая» теория «родилась в Раскольникове потому, что мучительность его положения превышала размеры его сил и мужества». «Эту теорию никак нельзя считать причиною преступления, – пишет Писарев, – так точно, как галлюцинацию больного невозможно считать за причину болезни. Эта теория составляет только ту форму, в которой выразилось у Раскольникова ослабление и извращение умственных способностей. Она была простым продуктом тех тяжелых обстоятельств, с которыми Раскольников принужден был бороться и которые довели его до изнеможения. Настоящею и единственною причиною являются все-таки тяжелые обстоятельства». Подобно другим левым , Писарев тенденциозно старается внушить читателю мысль, что теория Раскольникова не имеет ничего общего с воззрениями русских революционеров – мысль, вскоре опровергнутую появлением

«Преступление и наказание» – критика сторонников «чистого искусства»

Ещё один критик, сторонник теории «искусства для искусства» Н. Ахшарумов, возмущался тем, что в романе перед читателем развертывается кошмар нищеты – углы, вонючие лестницы, грязные дворы, лохмотья, что героями его являются пьяницы, проститутки, убийца. Этот критик упрекал Достоевского в том, что он не безоговорочно осудил Раскольникова, что в отношении писателя к своему герою есть, якобы, «ложный оттенок»: «бледная ореола падшего ангела вовсе не к лицу» Раскольникову. Причину преступления Раскольникова Ахшарумов видит, во-первых, во влиянии западных социальных идей, а во-вторых, в противоречии между требованиями, предъявляемыми Раскольниковым к жизни, и его возможностями. Это порождает в молодом человеке злобу и делает его «личным врагом существующего порядка», что, по мнению Ахшарумова, характерно для всей необеспеченной учащейся молодежи («Всемирный труд», 1867, № 3).

Преступление и наказание. Художественный фильм 1969 г. 2 серия

«Преступление и наказание» – критика сторонников «чистого искусства»

Ещё один критик, сторонник теории «искусства для искусства» Н. Ахшарумов, возмущался тем, что в романе перед читателем развертывается кошмар нищеты – углы, вонючие лестницы, грязные дворы, лохмотья, что героями его являются пьяницы, проститутки, убийца. Этот критик упрекал Достоевского в том, что он не безоговорочно осудил Раскольникова, что в отношении писателя к своему герою есть, якобы, «ложный оттенок»: «бледная ореола падшего ангела вовсе не к лицу» Раскольникову. Причину преступления Раскольникова Ахшарумов видит, во-первых, во влиянии западных социальных идей, а во-вторых, в противоречии между требованиями, предъявляемыми Раскольниковым к жизни, и его возможностями. Это порождает в молодом человеке злобу и делает его «личным врагом существующего порядка», что, по мнению Ахшарумова, характерно для всей необеспеченной учащейся молодежи («Всемирный труд», 1867, № 3).

Пагубные последствия злодеяния

Проблематика романа «Преступление и наказание» становится еще более глубокой после совершения Родионом преступления. Ведь, убив старуху, Раскольников вынужден лишить жизни и Лизавету, существо ни в чем не повинное. Таким образом, одним убийством не обходится — оно влечет за собой другое. В этой мысли заключается одна из самых важных идей Достоевского.

Автор хотел показать, что бесчеловечность и жестокость в единичном случае, независимо от того, чем она была обусловлена, рождает новую бесчеловечность. Она несет в себе пагубные последствия не только для совершившего злодеяние, но и для его окружения. Весь мир меняется, главные устои рушатся. Писатель вместе с тем открывает все-таки перед героем путь, ведущий к спасению, хотя он и лежит через страдание.

Решение писать роман, затрагивающий столь серьёзную тему, возникло не на пустом месте. Почвой для идеи стал личный опыт Достоевского, отбывающего наказание на каторге. Откровение о решении писать эту исповедь имеет письменное подтверждение. Как известно, Фёдор Михайлович известил об этом своего брата письмом:

На днях я совершенно решил писать его немедля. Все сердце мое с кровью положится в этот роман. Я задумал его в каторге, лежа на нарах, в тяжелую минуту грусти и саморазложения…

Данное письмо датируется 9 октября 1859 года.

«Преступление и наказание»: история создания романа

Ф.М. Достоевский не сразу придумал название своему произведению, у него были варианты «Под судом», «Рассказ преступника», а известное нам заглавие появилось уже в конце работы над романом. Смысл названия «Преступление и наказание» раскрывается в композиции книги. В начале Раскольников, охваченный заблуждениями своей теории, убивает старуху-процентщицу, преступая нравственные законы. Далее автор развенчивает заблуждения героя, сам Родион мучается, потом попадает на каторгу. Это его наказание за то, что он поставил себя выше всех окружающих. Только раскаяние дало ему шанс на спасение души. Автор также показывает неотвратимость кары за всякое преступление. И это наказание не только юридическое, но и нравственное.

Читайте также:  Лишение прав за встречную полосу в 2024 году

Кроме вариативности в названии, у романа изначально была другая концепция. Будучи на каторге, писатель задумал роман как исповедь Раскольникова, желая показать духовный опыт героя. Далее масштаб произведения становился больше, он не мог ограничиваться ощущениями одного героя, поэтому Ф.М.Достоевский сжег почти законченный роман. И начал заново, уже таким, каким его знает современный читатель.

Проблематика романа «Преступление и наказание» Ф.М. Достоевского

Произведение «Преступление и наказание» Ф.М. Достоевского — это важный образец русской культуры. Автор затронул вопросы, которые являются жизненными. Читатель погружается в интересный и запутанный Мир переживаний, сомнений, душевных исканий. Персонажи романа мучительно борются с несправедливостью, которая царит вокруг. Но главный враг любого героя — он сам.

В романе мы видим, как персонажи падают духом. Однако они находят в себе силы, чтобы возродиться и идти дальше. Жизненные вопросы, которые поднял в своём произведении Ф.М. Достоевский, заставляют задуматься каждого читателя. Роман наполнен внутренними конфликтами и их удивительными раскрытиями. Мы понимаем, человеческое сознание безразмерно. Масштабы проблем, которые «засели» внутри героев, поражают своими параметрами. Это не просто история о преступлении. Автор чётко и точно описал идеи, которые являлись главным стимулом персонажей.

Ф.М. Достоевский рассказывает о человеке, который «заблудился» в жизни. Его душа была покрыта мраком, в ней царил хаос. Однако персонаж смог исцелиться. Герою предстояло пройти тернистый путь, состоящий из тревог, сомнений, внутренних терзаний. Он самостоятельно пришёл к раскаянию. Ему удалось вновь обрести себя. Читателю предстояло вместе с персонажам выстоять все проблемы и испытания. Автор на протяжении всего романа «Преступление и наказание» задаёт нравственные вопросы. Кажется, они очень просты. Но ответ найти на них не так-то легко. Перед читателем лежит противоречивый и трудный путь, преодолев который, каждый откроет для себя что-то новое.

Автор рассматривает умных, благородных, достойных людей. Ф.М. Достоевского возмущает то, что именно такие личности «прозябают» свою жизнь в нищете. Они много трудятся, однако редко получают одобрение за свои поступки. Честные и доверчивые люди часто становятся объектом насмешек со стороны жестоких, алчных и подлых персонажей. Именно глупые, бездарные, ничтожные люди занимают высокое положен е в обществе и «купаются» в богатстве и роскоши. Автора глубоко задевает безрадостное детство детей, которые живут в бедности и нищете. Почему у них такая участь? В чем они провинились? Они не живут, а страдают и мучаются от различных болезней и постоянного чувства голода. Такой порядок вещей не устраивал Ф.М. Достоевского. В своём произведении автор размышляет о том, какое оправдание можно найти такому существованию.

Проблематика романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» заключается в том, чтобы на наглядном примере показать, какие этапы проходит человек при становлении личности. В чем состоит предназначение каждого из нас? Разделение, представленное в произведении, вызывает много споров. «Право имеющих» или тех, кто с лёгкостью может переступить моральные рамки и им за это ничего не будет. Другая категория людей, рассматриваемая автором, не может изменять устои, заложенные в обществе ни при каких условиях. Их называют «твари дрожащие». Им запрещено все. У них не должно быть своего мнения, права голоса, ничего. Проблематику романа Ф.М. Достоевский попытался раскрыть с помощью своего главного героя — Родиона Раскольникова. Персонажу пришлось пройти сложный и неоднозначный жизненный путь.

Родион Раскольников — своеобразный бунтарь. Он не может и не хочет влачить жалкое существование. Персонаж не стремится записывать себя в категорию «тварей дрожащих». Ведь такие люди не способны что-либо изменить в мире, даже если их что-то не устраивает. Родион всеми силами хочет показать, что он — «наполеон», которому можно все. Герой самостоятельно решил, что ему дозволено все. Он безжалостно презирает законы, которые его не устраивают. Персонаж даже подумал, что у него есть право диктовать свои условия и изменять моральные рамки. Однако это путь в никуда. На деле все оказалось очень сложно, чем было в его мыслях.

Герой совершил преступление. Последовавшее за ним наказание описано Ф.М. Достоевским подробно и жизненно. Автор опирается на духовные, нравственные, моральные особенности существования, поднимает проблемы, которые волнуют каждого человека.

Трагичное и искреннее произведение «Преступление и наказание» поражает своей правдивостью. Внутренние терзания персонажа находят отклик в сердцах читателя. Ему нельзя не сопереживать. Душевные противоречия, нравственные колебания «разрывают» Родиона Раскольникова изнутри. Великий мастер слова с помощью своих приемов «погрузил» читателя во внутренний мир персонажа. Мы тонко ощущаемся самое главное, что глубоко заложено в душе у героя.

«Станьте солнцем — и вас увидят». Именно эта фраза стала ключевой в романе. Все начинается в самого человека. Чтобы возвыситься над несправедливостью, чтобы добиться желаемых результатов в жизни, нужно иметь доброе сердце. С помощью человечности, великодушия, внутренней чистоты мы обретём счастье и радость. Только так мы поймем истинный смысл нашего существования. Только так мы узнаем, в чем же заключается наше предназначение. Подводя итог, стоит отметить, что нужно жить настоящей жизнью, а не пребывать в постоянных исканиях.

Критика индивидуалистического бунта в романе Ф. М.Достоевского Преступление и наказание

Критика индивидуалистического бунта в романе Ф. М.Достоевского «Преступление и наказание»

Один из пяти великих романов Ф. М. Достоевского — «Преступление и наказание» — роман о необычном преступлении. Его сюжет весьма занимателен. Мы знаем, кто является убийцей, но для Достоевского наиболее важным представляется психологическое состояние героя до и после совершения преступления, борьба, которая происходит в его душе. Центральный герой романа — Родион Раскольников. Остальные же персонажи «Преступления и наказания» являются своеобразными проекциями его души: они отражают ту драму, которая разворачивается в сознании Раскольникова, отражают глубину его личности.

Даже во внешности Раскольникова мы видим его неоднозначность, «раскол». Он был бедным студентом, жившим в Петербурге, в ужасной маленькой комнате с желтыми обоями, похожей на гроб. Отца у него не было, мать и сестра жили в провинции. Родион Романович зарабатывал гроши, переводя различные статьи. Давящая обстановка грязного, душного Петербурга, убожество жилья, постоянное отсутствие денег — все это давило на бедного студента, вызывало ненависть ко всему окружающему. Все эти обстоятельства подготовили почву для рождения чудовищной идеи в голове Раскольникова. Он решил совершить пробу, дабы убедиться в своей принадлежности к сильным личностям, которые «право имеют» переступить через других людей. Он решается не на убийство, а на акт самопознания. Но на самом деле свершилась страшная трагедия самообмана.

Он совершает два преступления. Первое преступление — перед Богом, второе — перед людьми. Характер Раскольникова очень противоречив. Мы видим в нем презрение, озлобленность к людям, но, с другой стороны, — чуткость и сострадание. Совершив преступление, он должен идти вперед, к власти. Что же он? Он отдает свои деньги на похороны Мармеладова, помогает его семье. Правильно было сказано, что действительность и натура могут «подсечь любой расчет». Что же происходит с Родионом? Ум героя полностью подчинен его идее, а душа восстает, в душе пробуждаются новые чувства — назревает душевный бунт.

После убийства в Родионе начинают просыпаться чувства не сверхчеловека, а человека страдающего. Избранник превратился в изгоя. Раскольников не может общаться, как прежде, со своими родными, приехавшими в Петербург (сестрой Дунечкой и матерью Пульхерией Александровной). Он избегает их, даже чувствует ненависть к ним. Он будто бы «ножницами отрезал себя» от всех людей. Созданная им теория становится тяжелым наваждением — Раскольников не может понять, в чем причина неудавшейся пробы (он не человека убил, «а принцип убил»).

Читайте также:  Ежемесячная денежная выплата ветеранам труда Свердловской области размер в 2024 году

Ф. М. Достоевский вводит в роман ряд героев, помогающих понять суть преступления Раскольникова. И оказывается, что низкие и циничные люди, такие как Свид-ригайлов и Лужин, являются «двойниками» Раскольникова. Автор показывает, что Раскольников очень похож на них своими методами достижения цели. Родион, переступив через законы морали, кровь, совершил преступление перед Богом и людьми, опускается на одну ступень с низкими циниками — Лужиным и Свидригайловым.

Свою теорию Раскольников создал в полном одиночестве, ему никто не был нужен в тот момент. Понять же истину случившегося самостоятельно было невозможно; он начинает искать живую душу, которая сможет его спасти от безумия. В появлении Сони заключается одна из важнейших идей Достоевского: преступление Раскольников совершает один, но один вернуться к людям он не может. Раскольников совершил страшное преступление — нарушил заповедь «не убий». Воскрешение души его возможно лишь при искреннем покаянии. Автор подводит своего героя к пониманию того, что единственным путем к духовному воскрешению может быть смирение и признание заповедей Христа. Надежду ему подает Соня. Она для него — символ жизни и веры в Бога и людей. Противопоставляя бунтарство Раскольникова смирению и христианскому всепрощению Сони, Достоевский в своем романе оставляет победу не за сильным и умным Раскольниковым, а за кроткой страдающей Соней, видя в ней высшую правду. Раскольников не в состоянии вынести мучений совести: преступление его приводит к наказанию, которое к нему приходит с осознанием греха. В христианском смирении Сони он видит путь к спасению и искуплению своей вины.

Таким образом, психологически достоверно показывая душевные страдания Раскольникова после совершенного убийства, введя психологических «двойников» своего героя, Достоевский убедительно раскрыл антигуманную сущность теории, подчиняющей себе «живую» жизнь.

Русская литература в школе

Нигилисты и нигилистки давно уже изображаются в наших романах и повестях.

Читатели привыкли видеть в нигилистах, во-первых, людей скудоумных и скудосердечных, людей, лишенных ясной силы ума и живой сердечной теплоты. Люди эти строят собственным умом теории, совершенно оторванные от жизни, доходящие до величайших нелепостей. На основании этих теорий они извращают свою и чужую жизнь и живут в этом извращении, не понимая и не чувствуя всего безобразия такой жизни. Поэтому нигилисты являются нам существами смешными и гадкими, пошлыми и отталкивающими. Словам, они изображаются так, что по самой сущности дела могут возбудить не симпатию, а только насмешку и негодование.

Что же сделал г. Достоевский? Он, очевидно, взял задачу сколь возможно глубже. Задачу более трудную, чем осмеивание безобразий натур пустых и малокровных. Его Раскольников хотя страдает юношеским малодушием и эгоизмом, но представляет нам человека с задатками твердого ума и теплого сердца. Это не фразер без крови и нервов, это — настоящий человек. Это юный человек тоже строит теорию, но теорию, которая, именно в силу его большей жизненности и большей силы ума, гораздо глубже и окончательнее противоречит жизни, чем, например, теория об обиде, наносимой даме целованием ее руки, или другие подобные. В угоду своей теории он также ломает свою жизнь; но он не впадает в смешное безобразие и нелепости; он совершает страшное дело, преступление. Вместо комических явлений перед нами совершается трагическое, то есть явление более человеческое, достойное участия, а не одного смеха и негодования. Затем разрыв с жизнью, в силу самой своей глубины, возбуждает страшную реакцию в душе юноши. Между тем как прочие нигилисты спокойно наслаждаются жизнью, не целуя рук у своих дам и не подавая им салопов, и даже гордясь этим, Раскольников не выносит того отрицания инстинктов человеческой души, которое довело его до преступления, и идет в каторгу. Там, после долгих лет испытаний. Он, вероятно, обновится и станет вполне человеком, то есть теплою, живою человеческою душою.

Итак, автор взял натуру более глубокую, приписал ей более глубокое уклонение от жизни, чем другие писатели, касавшиеся нигилизма. Цель его была — изобразить страдания, которые терпит живой человек, дойдя до такого разрыва с жизнью.

«Разве я старушонку убил? — говорит он Соне. — Я себя убил, а не старушонку. Так-таки разом и ухлопал себя навеки. А старушонку эту черт убил, а не я…»

Итак, в первый раз перед нами изображен нигилист несчастный, нигилист глубоко человечески страдающий. изобразил нам нигилизм не как жалкое и дикое явление, а в трагическом виде, как искажение души, сопровождаемое жестким страданием. По своему всегдашнему обычаю, он представил нам человека в самом убийце, как умел отыскать людей и во всех блудницах, пьяницах и других жалких лицах, которыми обставил своего героя.

Автор взял нигилизм в самом крайнем своем развитии, в той точке, дальше которой уже почти некуда идти. Но заметим, что сущность каждого явления всегда обнаруживается не в его обыкновенных ходячих формах, а именно в крайних высших ситуациях развития. Возьмем, например, Базарова (в «Отцах и детях» Тургенева), первого нигилиста, явившегося в нашей литературе. Этот высокомерный, самолюбивый человек скорее отталкивает, чем привлекает. Да он и не просит нашего сочувствия, он самодоволен. Пусть читатель переберет потом все хорошо знакомые формы нигилизма. Молодая девушка обрезает свою великолепную косу и надевает синие очки. Со стороны безобразно, а между тем она очень довольна собою, как будто надела наряд красивее того, который прежде носила. Пойдем далее — девушка уходит от родителей и совершенно теоретически отдается некоторому юноше, чуждому предрассудков и толкующему ей о необходимости завести на каком-нибудь необитаемом острове новое человечество. Или бывает иначе. Брат девушки сам устраивает ее гражданский брак со своим приятелем. Точно так же на основании теории муж бросает жену. Жена мужа и устраивается коммуна, в которой случается, что один мужчина имеет связь с двумя женщинами, красноречиво проповедуя им, что ревность — фальшивое чувство.

И что же? Вся эта ломка самих себя, все это искажение жизни совершается совершенно хладнокровно. Все довольны и счастливы, смотрят на себя с великим уважением и гонят от себя всякие нелепые чувства, мешающие людям идти по пути прогресса. Спрашивается, каким же образом можно отнестись к этим людям? Всего легче смеяться над ними и презирать их. Так как они сами упорно выдают себя за каких-то счастливцев, то общество не чувствует в себе никакого позыва пожалеть их — скорее оно бывает расположено видеть в этом бесстрастном и холодном коверканье своей и чужой жизни присутствие каких-нибудь темных страстей, например, сластолюбия.

Между тем, в сущности, ведь их следует пожалеть. Ведь нет никакого сомнения, что душа у них все-таки просыпается со своими вечными требованиями. Притом не все же они пусты и сухи. Есть, конечно, и между ними люди, в которых эта ломка своей природы, отзовется долгими, неизгладимыми страданиями. И следовательно, ко всем им, ко всей этой сфере кажущихся счастливцев, устаивающих свою жизнь на новых основаниях можно обратиться со словами любящей Сони: что вы над собою сделали?

От девушки, из теории, обстригающей себе косу, до Раскольникова, из теории убивающего старуху, расстояние велико, но все-таки это явления однородные. Ведь и косы жалко, так как же не пожалеть погубившего себя Раскольникова? Сожаление — вот то отношение, в которое автор стал к нигилизму, — отношение почти новое, а в такой силе, в какой оно здесь является, никем еще не развитое.

Читайте также:  Пенсия ветеранам боевых действий в 2024 сумма

всем известно, что нигилисты и нигилистки бросают своих родных, теряют своих жен, лишаются своих кос и своей девичьей чести и т.д. не только без горя и печали, но совершено хладнокровно и даже с гордостью и торжеством. И вот в романе Достоевского многим мерещится точно такое же изображение. То есть как будто некто совершает убийство, считая себя правым, и, следовательно, хладнокровно и оставаясь вполне спокойным. Так, вероятно, совершали фанатики свои поджоги и свои тайные убийства. Есть ли же что-нибудь подобное в романе г. Достоевского? Вся сущность романа заключается в том, что Раскольников хотя и считает себя правым, но совершает свое дело не хладнокровно, и не только не остается спокойным, а подвергается жестоким мукам.

«О, отрицатели и мудрецы в пятачок серебра, — восклицает он, — зачем вы останавливаетесь на полдороге!» Нужно всегда помнить, что жизнь, натура останавливает нигилистов, как и других людей, не только на полдороге, но даже и на первом шаге какой-нибудь дороги, да притом, что и дороги у них бывают различные. Это сопротивление жизни, этот ее отпор против власти теорий и фантазий потрясающим образом представлены г.Достоевским. Показать, как в душе человека борется жизнь и теория, показать эту схватку на том случае, где она доходит до высшей степени силы, и показать, что победа осталась за жизнью — такова была задача романа.

То же самое нужно, конечно, отнести и к другим явлениям, ко всем бесчисленным формам столкновения теории с жизнью. Везде жизнь останавливает противное ей движение, везде успешно борется с насилием, которое над нею делают.

Роман написан объективною манерою, при которой автор не говорит в отвлеченных выражениях об уме, характере своих героев, а прямо заставляет их действовать, мыслить и чувствовать. Раскольникова же. Как главное действующее лицо, автор в особенности почти ни в чем не характеризует от себя; но везде Раскольников является человеком с задатками ясного ума, твердого характера, благородного сердца. Таков он во всех других поступках, кроме своего преступления.

Роман Федора Достоевского «Преступление и наказание» является одним из самых известных и значимых произведений русской литературы. Он описывает жизнь студента Родиона Раскольникова и его попытки решить свои личные проблемы, совершив убийство. В данном сочинении будет рассмотрена суть произведения и тема, которая поднимается в нем.

Главный герой Родион Раскольников — человек, который живет в бедности и нищете. Он чувствует себя обделенным судьбой и внутренне несчастным. В этой обстановке он приходит к мысли, что некоторые люди выше закона и могут совершать преступления безнаказанно. Родион начинает мечтать о том, чтобы сам стать таким человеком и решить свои проблемы, совершив убийство старухи-процентщицы Алены Ивановны.

Однако, совершив убийство, Родион начинает понимать, что его теории неправильны и что он должен нести ответственность за свой поступок. Он пытается скрыть свою вину, но в конце концов он не выдерживает давления и признается во всем перед девушкой Соней Мармеладовой. Она помогает ему понять, что истинное исправление возможно только через покаяние и открытое признание своих ошибок. Родион и Соня сдаются в полицию и отправляются в Сибирь на каторгу.

Тема и проблема произведения Тема произведения — это исследование человеческой психологии и морали. Проблема заключается в том, как человек может преодолеть свои сомнения и угрызения совести и достичь истинного покаяния. Родион Раскольников сталкивается с этой проблемой, когда он понимает, что не может скрыть свою вину и должен открыто признаться в своих действиях.

Роман «Преступление и наказание» Федора Достоевского — это известное литературное произведение, которое рассказывает историю бедного студента Родиона Раскольникова, который решил совершить убийство старухи-процентщицы и её сестры. В этом сочинении я расскажу о том, как я понимаю суть этого произведения, какие проблемы и темы в нём поднимаются, и добавлю немного своего личного мнения.

Суть романа «Преступление и наказание» заключается в том, что даже если человек убивает с целью добра, он должен нести ответственность за свои действия. Герой Родион Раскольников считал, что он имел право на убийство, чтобы помочь своей семье, но затем понял, что это был ошибочный путь. В конечном итоге он покаялся и пошёл на каторгу, чтобы искупить свой грех.

В романе «Преступление и наказание» поднимается множество проблем и тем. Одна из них — это проблема бедности и социальной несправедливости. Раскольников живёт в страшной нищете и видит, что другие бедные люди тоже страдают из-за своего положения. Это приводит к тому, что он начинает сомневаться в действующей системе и искать свои собственные решения проблемы.

Другая проблема — это проблема человеческой морали. Раскольников убивает старуху, считая, что это необходимо для блага его семьи и для реализации своих идей. Однако затем он начинает страдать от угрызений совести и осознаёт, что совершённое им действие было ошибочным.

Примером того, как бедность и социальная несправедливость влияют на героя, может служить сцена, где Раскольников видит, как другие бедные люди страдают. Он осознаёт, что текущая система несправедлива и не позволяет людям достойно жить.

Таким образом, «Преступление и наказание» является глубоким произведением, которое показывает, как человек может искать оправдания своим действиям, даже если они являются преступлениями. Роман вызывает важные вопросы о морали, справедливости и нравственности.

Нигилизм с человеческим лицом

В то время как другие нигилисты из литературы наслаждаются жизнью и радуются своим нигилистическим принципам, для Раскольникова становится невыносимо подавление порывов его души, и он добровольно идет в тюрьму. Таким образом Достоевский впервые в истории показал несчастного, страдающего нигилиста, уверяет Страхов. Он показал нигилизм как явление трагическое, как искажение души, сопровождающееся ужасными страданиями.

Из слов Раскольникова Соне «Я себя убил, а не старушонку», Страхов делает вывод, ставший впоследствии таким популярным в критике, что убийство, совершенное Раскольниковым, прежде всего было преступлением против него самого: «С невыразимым мучением он чувствует, что насилие, совершенное им над своею нравственною природою, составляет больший грех, чем самый акт убийства. Оно-то и есть настоящее преступление» (там же:101).

Главная мотивация Раскольникова, как считает Страхов, в его желании реализовать свою теорию на практике, «осуществить на деле то, что позволил себе в мысли» (там же:109). Показывая нигилизм в его самом экстремальном виде, писатель получает возможность приложить правильную установку к нигилизму в целом, считает Страхов: «Сожаление – вот то отношение, в которое автор стал к нигилизму» (там же:102). Для Страхова основная мысль романа заключается в том, что сама жизнь сопротивляется теории Раскольникова.

«Преступление и наказание» – критика сторонников «чистого искусства»

Ещё один критик, сторонник теории «искусства для искусства» Н. Ахшарумов, возмущался тем, что в романе перед читателем развертывается кошмар нищеты – углы, вонючие лестницы, грязные дворы, лохмотья, что героями его являются пьяницы, проститутки, убийца. Этот критик упрекал Достоевского в том, что он не безоговорочно осудил Раскольникова, что в отношении писателя к своему герою есть, якобы, «ложный оттенок»: «бледная ореола падшего ангела вовсе не к лицу» Раскольникову. Причину преступления Раскольникова Ахшарумов видит, во-первых, во влиянии западных социальных идей, а во-вторых, в противоречии между требованиями, предъявляемыми Раскольниковым к жизни, и его возможностями. Это порождает в молодом человеке злобу и делает его «личным врагом существующего порядка», что, по мнению Ахшарумова, характерно для всей необеспеченной учащейся молодежи («Всемирный труд», 1867, № 3).


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *