Сколько по нормам должно быть человек в классе в 2024 году

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Сколько по нормам должно быть человек в классе в 2024 году». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

Содержание

Каждой школе для обеспечения функционирования выделяется земельный участок, который необходимо содержать в чистоте. Как часто убирать пришкольную территорию, решает сама организация на месте. Главное – надлежащее состояние. Если школьный двор закрыт для посторонних, а учащиеся никогда не бросают бумагу на землю, если не прошел сильный снегопад зимой или ураган летом, то можно организовывать работу один раз в день либо через сутки. Однако опыт подсказывает, что пришкольную территорию надо убирать два раза в день: утром и вечером, тогда будет порядок. Для этой цели в штате предусмотрены дворники.

👎 Какие проблемы возникают в переполненных классах

Переполненные классы влекут за собой ряд проблем:

  • снижается успеваемость и страдает дисциплина – перегруженный учитель не может уделять достаточно внимания каждому из учеников;
  • ухудшается эпидемиологическая обстановка. Достаточно прийти одному больному ребёнку, как вскоре заболеть может половина класса;
  • ускоряется профессиональное выгорание педагогов от повышенной нагрузки и стресса. Нельзя забывать, что учителя не только учат, но ещё и отвечают за жизнь и здоровье каждого в своём классе, а уследить за всеми многочисленными учениками непросто.

Какая установлена нормативная наполняемость классов в общеобразовательных школах городской и сельской местности?

Какая установлена нормативная наполняемость классов в общеобразовательных школах городской и сельской местности? Имеют ли право органы управления образованием требовать, чтобы в классе было не менее 25 учащихся в городской школе? Кто и как может быть наказан за превышение предельной наполняемости классов?

Согласно п. 25 Типового положения об общеобразовательном учреждении*(1) количество классов в общеобразовательном учреждении определяется в зависимости от числа поданных заявлений граждан и условий, созданных для осуществления образовательного процесса, и с учетом санитарных норм и контрольных нормативов, указанных в лицензии. При этом п. 26 Типового положения об общеобразовательном учреждении наполняемость классов и групп продленного дня общеобразовательного учреждения устанавливается в количестве 25 обучающихся. При наличии необходимых условий и средств возможно комплектование классов и групп продленного дня с меньшей наполняемостью, которая определяется уставом общеобразовательного учреждения.

Таким образом, из приведенных норм следует, что Типовым положением об общеобразовательном учреждении определена предельная наполняемость классов для школ городской местности — 25 учащихся в классе.

Ли: 1.Какая норма должна быть в классе, то есть численность учеников?

Еще одно важное изменение касается «максимально допустимой аудиторной недельной нагрузки» (то есть уроков).
Если раньше один раз в неделю в первом классе допускалось проведение пятого урока — физкультуры, а во 2 — 4-м классах шестого урока (опять же физкультуры), то теперь занятия спортом для малышей сделали обязательными. Учебная нагрузка, согласно СанПиНам не должна превышать:

  • для обучающихся 1-х классов — 4 уроков и один раз в неделю 5 уроков за счет урока физической культуры;
  • для обучающихся 2 — 4-х классов — 5 уроков и один раз в неделю 6 уроков за счет урока физической культуры;
  • для обучающихся 5 — 7-х классов — не более 7 уроков;
  • для обучающихся 8 — 11-х классов — не более 8 уроков.

Допускается проведение сдвоенных уроков физической культуры (занятия на лыжах, занятия в бассейне).

Классы в сельских школах

Сельские школы стоят обособленно, так как население в деревнях немногочисленное. Значит, в классах наблюдается недобор учеников. Часто бывает такое, что в классе учатся по два-три человека. В таких случаях принято формировать комплектные классы. Обычно сочетают между собой несколько классов начальной школы. Чтобы такая система была максимально эффективна, разработали схему сочетания классов. Так, первый класс укомплектовывают с третьим, второй с третьим и второй с четвертым.

Чтобы ученики не переутомлялись, совместные занятия делают короче на пять или десять минут. Только физкультура проходит в обычном режиме, время урока не уменьшается.

Если детей в населенном пункте мало, то вопрос с открытием начальных классов решается на уровне местной администрации. Комплектные классы по нормативам наполняемости должны выглядеть так:

  1. Комплектный класс из первоклассников и третьеклассников должен насчитывать от восьми до десяти человек.
  2. Совместные уроки второклассников и первоклассников возможны, если будет присутствовать не меньше восьми и не больше десяти человек.
  3. Для первого и четвертого классов цифра та же.
  4. Второклассников и третьеклассников должно набраться не больше двенадцати, но при этом не должно быть меньше десяти детей.
  5. Комплектный класс из второго и четверного будет работать, если детей имеется не меньше десяти и не больше пятнадцати человек.
  6. Третий и четвертый классы предполагают те же цифры.

Сколько положено учеников в 1 классе согласно СанПиН

В жизни всех родителей наступает ответственный момент, когда ребенка необходимо отдавать в школу, но более всего их беспокоит вопрос, об обеспечении правильной образовательной обстановки, где ребенку будет комфортно проходить обучение и развиваться. Однако, как ребенку будет комфортно, когда в классе более 30 учащихся и преподаватель не в силах добиться от каждого внимания и довести нужную информацию? Кроме этого, встречаются ситуации, когда в школу не принимают детей, по причине переполненности класса или наоборот, принимают большое количество обучающихся, так как заработная плата зависит от количества учеников. Этот вопрос беспокоит многих родителей, и тогда на помощь приходит нормативно-правовые постановления, в которых указаны требования образовательного процесса.

Читайте также:  Какой процент алиментов на 1 ребенка в 2024 от зарплаты России году

Какое должно быть количество обучающихся в условиях инклюзии и обучения в пролонгированные сроки?

В последние годы ученые, профессоры, ведущие специалисты в области педагогики и психологии уделяют внимание проблемам инклюзивного образования, а именно тому, как организовать и осуществить образовательный процесс более доступно для детей с ОВЗ и детей-инвалидов, с учетом всех индивидуальных психологических, физиологических и умственных особенностей. Так создаются индивидуальные, адаптированные программы, позволяющие включать таких детей в образовательную среду, с помощью различных технических средств и инновационных проектов. Существуют инклюзивные классы, в которых включены не более 2х детей с нозологиями, а есть классы с обучением в пролонгированные сроки, то есть отличающиеся от общей школьной программы, также классы со специальными адаптированными образовательными программами, которые создаются в зависимости от нозологии.

Наполняемость класса с обучением в пролонгированные сроки:

  1. глухие обучающиеся – максимум 9 человек;
  2. слабослышащие и позднооглохшие – до 8 человек;
  3. слепые до 9 человек;
  4. слабовидящие, обучающиеся с тяжелыми нарушениями речи, с задержкой психического развития и расстройствами аутистического спектра – не более 12 человек;
  5. обучающиеся с нарушением опорно-двигательного аппарата – не более 5.

В условиях инклюзии количество человек колеблется:

  1. глухие, слепые, обучающиеся с нарушением опорно-двигательного аппарата, с расстройствами аутистического спектра – при двух учащихся с нозологиями в классе не более 15 человек, а при одном ученике не более 20 человек;
  2. слабослышащие, позднооглохшие, слабовидящие – при 2х учениках с ОВЗ не более 20 учащихся, при одном не более 20.
  3. обучающиеся с тяжелыми нарушениями речи при количестве 25 учеников – не более 5 с нозологией, и аналогично с детьми с задержкой психологического развития.

Кроме этого, следует выделить группы со специальными адаптированными программами:

  • Глухие, слабослышащие, позднооглохшие и обучающиеся с нарушением опорно-двигательного аппарата до 5 человек в группе, слабовидящие до 9, а слепые до 7 человек.
  • По специальным программам для детей с умственной отсталостью в сопровождении с дополнительной нозологией, наполняемость до 5 человек.

Таким образом, мы видим, что в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями, классы с обучающимися делят на несколько видов, таких как сельские, инклюзивные/компенсирующие и обычные. Нормативы наполняемости зависят от данных видов, и учеников, которые проходят обучение по специальным программам.

Победители и призёры олимпиад

Победителями и призёрами каждого этапа олимпиады становятся школьники, набравшие нужное количество баллов по предмету. На школьном и муниципальном уровне ВсОШ победителем может стать только участник, набравший более 50 % баллов от максимально возможного количества. Поэтому возможна ситуация, когда победителя школьного или муниципального этапа олимпиады нет совсем.

Победителем заключительного тура Всеросса становится участник, набравший больше всех баллов.

Диплом победителя и призёра Всероссийской олимпиады школьников действует четыре года. Для поступления в вуз достаточно предъявить сам диплом ВсОШ. Подтверждать уровень знаний баллами по ЕГЭ не нужно.

Дипломы победителей и призёров олимпиады дают право на льготное поступление в профильный вуз. Если школьник выбрал другую специальность, диплом может быть преобразован в 100 баллов по ЕГЭ по профильному предмету. Сам экзамен сдавать не нужно.

Если вы приняли решение участвовать в олимпиаде, нужно подготовиться к прохождению туров. В свободном доступе есть задания ВсОШ прошлых лет. Изучите их, найдите алгоритм и логику решения. При подготовке к каждому туру ВсОШ нужно изучать задания именно этого тура. Не беритесь сразу за задания финала — начните со школьной олимпиады. При подготовке составьте расписание — определите количество часов на изучение заданий, на повторение материала, на выполнение олимпиадных задач. Главное — правильно подойти к подготовке и выполнять задания ВсОШ с уверенностью в своих силах.

Задания с развернутым ответом: немного статистики

Многие думают, что эта часть ЕГЭ по математике очень сложная. Поэтому ребята, которые не рассчитывают на высокие баллы, даже не приступают к ней. И очень зря! С помощью этих заданий можно заработать дополнительные баллы и побороться за высокое место в рейтинге.

Сейчас будет немного статистики. В среднем около 35% учеников получают полные 2 балла за решение № 12, а вот неравенство № 14 дается хуже, только около 12% с ним справляются на полный балл. Геометрия даётся ещё хуже: стереометрию № 13 полностью решают 2% выпускников, планиметрию (№ 16) менее 5%. А вот с экономической задачей (№ 15) справляются около 20%, а это целых 2 балла! Что касается № 17 и 18, то они даются ещё хуже, но на то они и самые сложные, хотя 1 балл за № 18 по статистике получают около 25% сдающих — там нужно просто привести пример.

В этот учебный год, в отличие от предыдущих, не планируются сдвиги дат, либо какие-то другие мероприятия, связанные с пандемией. Ученики, заканчивающие 11 класс, будут сдавать ЕГЭ в обычном режиме, а это значит, что русский язык будет доступен для сдачи в трех периодах:

  • досрочный
  • основной
  • осенний период

На данный момент запланированы следующие даты проведения экзамена:

Период Основная дата Резервные дни
Досрочный 24.03.2023 15.04.2023
Основной 30.05.2023 и 31.05.2023 23.06.2023 и 02.07.2023
Осенний 08.09.2023 20.09.2023

Нормы количества обучающихся в одном классе

Как правило, составлением расписания занимается завуч. Эта задача должна отражать все требования нормативных документов, которые служат точкой опоры в распределении предметов.

Что учитывают при составлении расписания:

  • Необходимое количество часов по каждому предмету для каждого класса.
  • Равномерное распределение часов у педагогов.
  • Биоритмы учащихся.
  • Возраст учащихся, и допустимую максимальную дневную нагрузку.
  • Дополнительные занятия.

Помимо необходимости распределить уроки между классами по достаточному для усвоения материала количеству часов, важно учитывать биоритмы учеников.

Все помнят из школы, что самые сложные предметы и контрольные работы всегда приходились на середину недели. Есть и другие закономерности.

Требования к сложным предметам в расписании школы:

  • Наибольшая активность по дням недели приходится на вторник и среду. В четверг ученики уже начинают уставать, в этот день нагрузка снижается. В понедельник дети ещё не «раскачались» после выходного. Суббота всегда была самым коротким и лёгким днём.
  • Активность среди дня также приходится на второй и третий уроки. Это время примерно с 10 до 12 часов дня. На эти часы учителям лучше всего назначать контрольные работы. А при составлении расписания в эти часы ставят наиболее сложные предметы.
  • Физкультуру ставят чаще всего ближе к последним урокам. После физкультуры не рекомендуют проводить сложные контрольные работы, поскольку внимание детей будет расфокусировано.
  • Уроки, не требующие серьёзного умственного напряжения, ставят на понедельник, пятницу или субботу. Это труды, музыка.
Читайте также:  Сколько допустимо промилле алкоголя за рулем в 2024 году

Учитывается и дополнительная нагрузка: работа кружков, внеурочных занятий по предметам, подготовка к экзаменам.

Большинство подобных требований регламентирует СанПиН.

Тот самый абзац про 25 учеников и ни одной головой больше теперь сформулирован по-другому: «Количество учащихся в классе определяется исходя из расчета соблюдения нормы площади на одного обучающегося, соблюдения требований к расстановке мебели в учебных помещениях, в том числе удаленности мест для занятий от светонесущей стены, требований к естественному и искусственному освещению». То есть — ура! — исчезла знаменитая норма. С другой стороны, а что мешает теперь директору набить в класс и 40 учеников? И как с такой оравой справится учитель?

Еще одно важное изменение касается «максимально допустимой аудиторной недельной нагрузки» (то есть уроков).
Если раньше один раз в неделю в первом классе допускалось проведение пятого урока — физкультуры, а во 2 — 4-м классах шестого урока (опять же физкультуры), то теперь занятия спортом для малышей сделали обязательными. Учебная нагрузка, согласно СанПиНам не должна превышать:

  • для обучающихся 1-х классов — 4 уроков и один раз в неделю 5 уроков за счет урока физической культуры;
  • для обучающихся 2 — 4-х классов — 5 уроков и один раз в неделю 6 уроков за счет урока физической культуры;
  • для обучающихся 5 — 7-х классов — не более 7 уроков;
  • для обучающихся 8 — 11-х классов — не более 8 уроков.

Допускается проведение сдвоенных уроков физической культуры (занятия на лыжах, занятия в бассейне).

СП 2.4.3648-20 (Постановление Главного санитарного врача РФ от 28.09.2020 № 28)

СП 2.4.3648-20 содержит нормы и требования к помещениям, учебникам и весу для классов. Они регулируют такие важные аспекты, как обеспечение комфортных условий пребывания детей и молодежи, обеспечение безопасности психофизического развития, а также предотвращение возникновения заболеваний и травм при обучении и отдыхе.

Принятие данного постановления обусловлено необходимостью создания оптимальных условий для организации обучения детей и молодежи в школах и других учреждениях образования. В нем устанавливаются требования к размерам и площади учебных помещений, требования к освещению и вентиляции, а также требования к материалам и оборудованию учебников.

СП 2.4.3648-20 также содержит требования к весу рюкзаков учащихся, которые направлены на предотвращение возникновения заболеваний опорно-двигательной системы. В нем устанавливаются рекомендации по максимально допустимому весу рюкзаков для разных возрастных групп, с целью снижения нагрузки на позвоночник детей и молодежи.

Соблюдение СП 2.4.3648-20 (Постановления Главного санитарного врача РФ от 28.09.2020 № 28) является обязательным для всех учреждений образования, в которых осуществляется обучение, воспитание и оздоровление детей и молодежи. Каждый, кто непосредственно занимается обучением и воспитанием, должен быть внимателен к соблюдению данных норм, для обеспечения безопасности и здоровья детей и молодежи.

Количество учеников в классе ограничено законом СанПиН.

Списки выделенных территорий публикуются на сайтах комиссии по образованию и учебных заведений. Родителям первоклассников следует заранее узнать номер своей школы. Списки выделенных территорий корректируются каждый год, так как количество будущих первоклассников должно быть пропорционально количеству школьных мест.

Важно отметить, что на момент поступления в школу, т.е. 1 сентября, детям должно быть не менее шести лет и шести месяцев. Однако ребенок не может быть старше восьми лет. Зачисление детей младшего или старшего возраста возможно с согласия учредителя школы.

Давайте вернемся к вопросу о том, что директор не может сопровождать ребенка в школу. Этим решением он нарушил бы конституционное право человека на бесплатное образование. Существует даже ответственность, основанная на этом вопросе, которая будет являться незаконным ограничением права на образование.

Сельские школы разделены, потому что население в деревнях небольшое. Поэтому в классах не хватает учеников. Часто в классе бывает два или три ученика. В таких случаях принято создавать полноценные классы. Обычно объединяются несколько классов начальной школы. Чтобы сделать эту систему максимально эффективной, была разработана схема объединения классов. Таким образом, класс один объединяется с классом три, класс два — с классом три и класс два — с классом четыре.

Иногда у школы нет реальной возможности выполнить все установленные нормы, потому что просто не хватает классных комнат, чтобы вместить всех учеников. В таком недостатке виноваты муниципальные и государственные власти, которые не учитывают необходимость строительства новых школ.

В первую очередь, необходимо связаться с руководством учебного заведения и попытаться решить проблему путем личных переговоров. Для этого необходимо написать обращение на имя директора учебного заведения, указав свои контактные данные. Апелляция должна быть составлена в двух экземплярах: один экземпляр для школы и один экземпляр для вас (на этом экземпляре должен стоять штамп о том, что учебное заведение получило апелляцию).

Следует отметить, что есть сельские школы, в которых допускается формирование классов-коллективов в соответствии с возрастом и способностями детей, наполняемость которых при объединении классов 1 + 3 ученика должна быть не более 10, а классов 3 + 4 — не более 15.

Трое детей жителя Шымкента Айжана Нахыпкыза учатся в школе-гимназии № 50 имени Ахмета Байтурсынова, и у всех переполненные классы. Они говорят родителям, что в классах так много парт, что невозможно развернуться.

«У старшей дочери в шестом классе 33 ученика, у среднего сына в четвертом классе 30 детей, а у младшего во втором классе 32 ученика. Вначале в них сидели по три ученика. Моя дочь жаловалась, что было неудобно, было очень много людей, все друг друга толкали. Ее почерк сразу же изменился. Потом им поставили другие парты, но места в классе все равно не хватает». — Айжан говорит.

Читайте также:  Куда обращаться в суд по наследству

Школа рассчитана на 1 500 мест, но в ней учатся более 2 300 детей.

Альманист Данил Султанов рассказал, что его сын учится во втором классе школы № 76. В ней 34 ребенка, но тесноты, по словам Данила, не заметно.

«Чтобы возникли какие-то трудности, я не заметил. Школа новая, классы большие, места для детей достаточно, и они учатся в две смены. Жалоб от родителей не поступало. Может быть, это зависит от учителей и администрации», — предположил Данил.

Салтанат Досмухан из Нур-Султана считает, что переполненность школы явно нарушает учебный процесс. Ее сын-первоклассник ходит в школу № 85, где в классе 33 ученика.

«Учитель не успевает опросить даже небольшую часть класса. Я не рассматривала возможность перевода своего ребенка в другую школу, потому что государственные школы стоят дорого, а в других государственных школах такая же ситуация. По крайней мере, наша школа находится не слишком далеко от дома», — объяснила женщина.

Классы в сельских школах

Сельские школы стоят обособленно, так как население в деревнях немногочисленное. Значит, в классах наблюдается недобор учеников. Часто бывает такое, что в классе учатся по два-три человека. В таких случаях принято формировать комплектные классы. Обычно сочетают между собой несколько классов начальной школы. Чтобы такая система была максимально эффективна, разработали схему сочетания классов. Так, первый класс укомплектовывают с третьим, второй с третьим и второй с четвертым.

Чтобы ученики не переутомлялись, совместные занятия делают короче на пять или десять минут. Только физкультура проходит в обычном режиме, время урока не уменьшается.

Если детей в населенном пункте мало, то вопрос с открытием начальных классов решается на уровне местной администрации. Комплектные классы по нормативам наполняемости должны выглядеть так:

  1. Комплектный класс из первоклассников и третьеклассников должен насчитывать от восьми до десяти человек.
  2. Совместные уроки второклассников и первоклассников возможны, если будет присутствовать не меньше восьми и не больше десяти человек.
  3. Для первого и четвертого классов цифра та же.
  4. Второклассников и третьеклассников должно набраться не больше двенадцати, но при этом не должно быть меньше десяти детей.
  5. Комплектный класс из второго и четверного будет работать, если детей имеется не меньше десяти и не больше пятнадцати человек.
  6. Третий и четвертый классы предполагают те же цифры.

Сначала приведем нормы для городских школ. Согласно всем опубликованным выше нормативным актам, наполняемость каждого класса не должна превышать двадцать пять человек. Это обусловлено тем, что количество учащихся во всей школе не должно быть больше, чем может вместить учреждение. На сегодняшний день строятся школы на тысячу учащихся.

В деревнях стандарты другие. Сельские начальные школы не должны вмешать больше восьмидесяти человек в целом в учреждении. Если в школе имеются и младшие, и средние классы, то наполняемость увеличивается до двухсот пятидесяти человек. Когда учреждение обучает учеников все одиннадцать лет, то общее количество учеников не должно быть более пятисот.

Несмотря на эти требования, в городских школах можно увидеть и больше тридцати учеников в одном классе. Почему так происходит? Многие родители и педагоги в курсе, что наполняемость каждого класса не должна превышать определенное количество. Если даже они не знают точных цифр, то предполагают, что тридцать человек — это довольно много. Такая картина наблюдается, так как Конституцией нашей страны каждому человеку гарантировано право на образование. То есть каждого ребенка, достигшего школьного возраста, должны обязательно прикрепить к школе и зачислить в нее. Если директор этого не сделает, то он нарушит конституционные права ребенка. Разумеется, Конституция не виновата, ведь в ней не написано, что не нужно строить новые школы.

Алгоритм перехода на пятидневку

Если руководство школы, педагогический коллектив и родители хотят осуществить переход на более удобный для всех график работы, необходимо пройти такие этапы:

  1. Сбор общественного мнения. Как правило, проводят анонимный опрос детей, родителей и педагогов с целью выяснить, какой график предпочтителен для большинства.
  2. Анализ программ, по которым осуществляется образование в начальной и средней школе. Будет ли выполнен образовательный стандарт при введении пятидневки.
  3. Утверждение нового графика работы на педагогическом совете с присутствием представителей родительского комитета. Оформление соответствующего приказа.
  4. Внесение изменений в образовательную программу школы и правила внутреннего распорядка.
  5. Размещение информации на сайте, что бы все участники образовательного процесса могли увидеть новость и знать, по какому графику школа будет работать с сентября месяца.

«Учитель может удерживать в поле внимания не более 12-18 учеников»

Надежда Самсоненко из Уштобе (Алматинская область), учитель с 40-летним стажем, рассказала, что ей приходилось работать с большими классами. Чтобы давать качественные знания, она оставляла детей на дополнительные занятия.

«Как правило, в начальной школе идут «на учителя»: выбирают педагогов с хорошей репутацией. Если учитель ответственный, сознательный, ему приходится очень трудно в классе, где много детей. Мы работали по стандартам, предполагающим ежедневную проверку классной и домашней работ. Это большой труд. Кроме того, нужно опрашивать и оценивать детей во время урока. Я сразу вижу по глазам, что ребёнок недопонял что-то. Мои детишки часто оставались на дополнительные занятия, чтобы ещё раз механически отработать правила. Решил – пошёл домой. Только так удавалось добиваться хорошего качества знаний», – говорит Надежда Самсоненко.

Директор центра практической психологии «Тумар» и тренер-супервизор Любовь Фёдорова считает, что учитель физически не может контролировать качество обучения в классе, где обучается более 25 учеников. Однако даже эта норма, по её мнению, завышена.

«Если брать параметры, которые описаны в педагогической психологии, то каждый учитель может удерживать в поле своего внимания не более 12-18 учеников. Тогда это было бы качественное образование и воспитание. Такой подход используется в частных, но дорогостоящих школах», – поясняет Фёдорова.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *