Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Норматив электроэнергии на 1 человека 2024 Иркутск». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Квартирные счетчики на электроэнергию не всегда есть возможность установить. Если техническая возможность отсутствует, то для расчета стоимости коммунальной услуги будут применяться нормативы потребления, установленные региональными властями. Это средний показатель и далеко не всегда соответствующий реальным цифрам.
Норма потребления электроэнергии без счетчика на 1 человека (размер) по регионам
Необходимо учитывать, что при невозможности установить счетчик по техническим причинам и на то есть акт обследования, то граждане платят по нормативу. Если же они просто не желают его устанавливать, применяются повышающие коэффициенты и плата за потребление электричества становится выше с каждым годом. Установить счетчики невозможно, как правило, в ветхих и аварийных домах. Поэтому их не коснется повышение тарифов.
Впервые нормативы на электричество введены в 2013 году. В 2024 году норма потребления в России составляет 350 кВт/час на 1 человека, при этом стоимость 1 кВт/час примерно 3 рубля. Каждый регион вправе устанавливать свои цифры.
Норма потребления электричества на одного человека зависит от следующих параметров:
- количества комнат в жилом помещении;
- количества членов семьи, проживающей в квартире или доме без установленных индивидуальных приборов учета;
- многоквартирный или частный дом;
- имеется ли подключение к газу, используемому для пищеприготовления;
- используется ли в качестве отопительных приборов электроустановки;
- жилье находится в черте города или в сельской местности.
Для сравнения представлена таблица, где приведены нормы потребления по данным Постановлений правительства соответствующих территорий:
Город | Максимальная норма для одинокопроживающего гражданина в однокомнатной квартире, кВт/ч | Максимальное значение для семьи на каждого из ее членов в однокомнатной квартире, кВт/ч | ||
---|---|---|---|---|
С газовой плитой | С электроплитой | С газовой плитой | С электроплитой | |
Москва | 94 | 144 | 32 | 49 |
Санкт-Петербург | 139 | 196 | 47 | 67 |
Новосибирск | 156 | 213 | 53 | 73 |
Пермь | 185 | 263 | 63 | 89 |
Волгоград | 123 | 173 | 42 | 59 |
Вологда | 97 | 147 | 33 | 50 |
Ярославль | 81 | 108 | 28 | 37 |
Омск | 97 | 165 | 33 | 56 |
Екатеринбург | 102 | 160 | 35 | 54 |
Тюмень | 135 | 210 | 46 | 72 |
Пермь | 117 | 192 | 40 | 65 |
Казань | 123 | 173 | 42 | 59 |
Ростов-на-Дону | 132 | 182 | 45 | 62 |
Барнаул (Алтай) | 176,56 | 232,01 | 60,04 | 78,88 |
Новосибирск | 108 | 156 | 37 | 53 |
Самара | 103 | 124 | 35 | 42 |
Причины введения нормы
Что такое социальная норма потребления электроэнергии? Это фиксированный объем потребления электричества, который используется для расчета платы за услугу. Устанавливается для всех слоев населения одинаковым, и применяется только для коммунальных и бытовых нужд.
В настоящее время все граждане РФ оплачивают электроэнергию по одинаковым тарифам, в независимости от уровня потребления.
Льготные тарифы для малообеспеченных семей или для сельской местности рассчитываются по ставкам ниже себестоимости. Однако обеспеченные люди, потребляющие электричество в повышенном объеме, производят оплату по тем же тарифам. В итоге государство помогает зажиточным гражданам больше, чем малообеспеченным группам лиц.
Социальная норма позволит более справедливо распределить нагрузку, аналогично прогрессивной налоговой шкале, где бедные платят меньше, чем богатые. Поэтому социальную норму потребления можно считать государственной поддержкой социально уязвимых групп.
Какой средний расход электроэнергии в квартире за месяц
Для примера возьмем среднестатистическую двухкомнатную квартиру, в которой установлен типовой набор оборудования: холодильник, СВЧ-печь, стиральная машина, телевизор, музыкальный центр, пылесос, утюг. В квартире проживают два человека.
В среднем такая семья в месяц потребляет 130 КВт/час. При норме, например, в Курске 110+62=172 Квт/час. То есть семья из двух человек не превышает утвержденный норматив.
Умножив среднемесячные показания на действующий тариф, который равен 4,03, получаем сумму оплаты за электроэнергии.
130*4,03=523,9 руб.
Расчеты показывают, что среднестатистическая семья не превышает соцнормы.
Но на средний расход влияет множество факторов.
- Если помещение оснащено электроплитой, расход энергопотребления резко увеличивается по сравнению с квартирами, где еду готовят на газовой плите.
- Наличие современного энергосберегающего оборудования способно экономить до 30% электричества.
- Летом расход будет значительно меньше, а зимой, когда свет горит почти постоянно, оплата увеличится на 10-15%.
Приложение N 5. Нормативы потребления коммунальных услуг в г.Иркутске
22. Уполномоченные органы государственной власти субъектов Российской Федерации, исходя из полученной от органов местного самоуправления информации о численном составе домохозяйств в жилых помещениях, формируют (актуализируют) единую базу данных о численном составе домохозяйств в жилых помещениях с указанием их адресов не позднее 1 июня очередного года, начиная с даты начала расчетов за коммунальную услугу по электроснабжению (электрическую энергию (мощность) с применением социальной нормы, а уполномоченные органы государственной власти субъектов Российской Федерации, предусмотренных приложением N 2 к настоящему Положению, — начиная с 10 августа 2013 г.
23. Уполномоченные органы государственной власти субъектов Российской Федерации направляют исполнителям коммунальных услуг и поставщикам электрической энергии в отношении обслуживаемых ими потребителей выписки из единой базы данных, указанной в пункте 22 настоящего Положения, не позднее 1 июля очередного года, начиная с даты начала расчетов за коммунальную услугу по электроснабжению (электрическую энергию (мощность) с применением социальной нормы, а уполномоченные органы государственной власти субъектов Российской Федерации, предусмотренных приложением N 2 к настоящему Положению, — начиная с 15 августа 2013 г.
Органы социальной защиты населения и органы местного самоуправления в указанные в абзаце первом настоящего пункта сроки представляют сведения о потребителях, в отношении которых начисление платы за коммунальную услугу электроснабжения осуществляется с учетом особенностей, предусмотренных пунктами 14 — 142 настоящего Положения. (в ред. Постановления Правительства РФ от 25.02.2014 N 136)
Предоставление указанной информации осуществляется уполномоченными органами государственной власти субъектов Российской Федерации с соблюдением требований законодательства Российской Федерации о защите персональных данных.
24. Уполномоченный орган государственной власти субъекта Российской Федерации, а также исполнители коммунальных услуг не менее чем за 2 месяца до начала расчетов за коммунальную услугу по электроснабжению с применением социальной нормы в субъекте Российской Федерации информируют население о порядке реализации их прав на применение социальной нормы при определении размера платы за коммунальную услугу по электроснабжению, о необходимости своевременного проведения гражданами сверки с исполнителями коммунальных услуг, касающейся соответствия имеющейся у исполнителей коммунальных услуг информации в отношении численного состава домохозяйств в целях отнесения домохозяйств к соответствующей группе, а также о наличии стационарных электроплит, газовых плит, электроотопительных и электронагревательных установок.
25. Исполнитель коммунальных услуг при расчете размера платы за коммунальную услугу по электроснабжению за истекший расчетный период определяет в порядке и сроки, которые предусмотрены Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. N 354 (далее — Правила предоставления коммунальных услуг), подлежащий оплате объем коммунальной услуги, включающий объем потребления коммунальной услуги по электроснабжению в жилом помещении потребителя (далее — объем потребления в жилом помещении) и объем потребления коммунальной услуги по электроснабжению при использовании общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме (далее — объем потребления на общедомовые нужды), и применяет к указанному объему следующие цены (тарифы):
а) в отношении части объема в пределах социальной нормы, установленной для соответствующего месяца (расчетного периода) в отношении группы домохозяйства и типа жилого помещения потребителя, — цены (тарифы) на электрическую энергию (мощность), установленные для населения и приравненных к нему категорий потребителей в пределах социальной нормы;
б) в отношении части объема сверх социальной нормы — цены (тарифы) на электрическую энергию (мощность), установленные для населения и приравненных к нему категорий потребителей сверх социальной нормы.
26. Установленная для домохозяйства в целях применения в определенном месяце социальная норма не подлежит перерасчету в зависимости от количества дней в этом календарном месяце.
(в ред. Постановления Правительства РФ от 25.02.2014 N 136)
1. Забайкальский край
2. Красноярский край
3. Владимирская область
4. Нижегородская область
5. Орловская область
6. Ростовская область
7. Пункт исключен. (в ред. Постановления Правительства РФ от 25.02.2014 N 136)
Приложение N 3
к Положению об установлении
и применении социальной нормы
потребления электрической
энергии (мощности)
(в ред. Постановления Правительства РФ от 25.02.2014 N 136)
1. Социальная норма потребления электрической энергии (мощности) (далее — социальная норма) рассчитывается в соответствии с Положением об установлении и применении социальной нормы потребления электрической энергии (мощности) (далее — Положение) в субъекте Российской Федерации с учетом групп домохозяйств и типов жилых помещений, указанных в Положении, в порядке, предусмотренном настоящей методикой.
Тарифы на электроэнергию 2023 с 1 января 2023 года
Наименование субъекта Российской Федерации | Средний индекс по субъекту РФ на второе полугодие 2022 г. (процентов) | ||||
---|---|---|---|---|---|
Республика Адыгея | 4.6 | ||||
Республика Алтай | 3.4 | ||||
Республика Башкортостан | 4.4 | ||||
Республика Бурятия | 4 | ||||
Республика Дагестан | 6 | ||||
Республика Ингушетия | 4.7 | ||||
Кабардино-Балкарская Республика | 5.4 | ||||
Республика Калмыкия | 4.2 | ||||
Карачаево-Черкесская Республика | 4.6 | ||||
Республика Карелия | 4.2 | ||||
Республика Коми | 4.1 | ||||
Республика Крым | 6.2 | ||||
Республика Марий Эл | 3.2 | ||||
Республика Мордовия | 5 | ||||
Республика Саха (Якутия) | 6 | ||||
Республика Северная Осетия – Алания | 4.7 | ||||
Республика Татарстан | 6.2 | ||||
Республика Тыва | 4 | ||||
Удмуртская Республика | 3.4 | ||||
Республика Хакасия | 4 | ||||
Чеченская Республика | 6.5 | ||||
Чувашская Республика | 3.4 | ||||
Алтайский край | 3.8 | ||||
Забайкальский край | 5 | ||||
Камчатский край | 3.8 | ||||
Краснодарский край | 4.2 | ||||
Красноярский край | 4 | ||||
Пермский край | 4.4 | ||||
Приморский край | 4.5 | ||||
Ставропольский край | 3.4 | ||||
Хабаровский край | 3.8 | ||||
Амурская область | 4.5 | ||||
Архангельская область | 4.2 | ||||
Астраханская область | 5 | ||||
Белгородская область | 4 | ||||
Брянская область | 4 | ||||
Владимирская область | 3.4 | ||||
Волгоградская область | 4 | ||||
Вологодская область | 3.4 | ||||
Воронежская область | 5.3 | ||||
Ивановская область | 3.4 | ||||
Иркутская область | 3.7 | ||||
Калининградская область | 3.4 | ||||
Калужская область | 3.4 | ||||
Кемеровская область – Кузбасс | 4.5 | ||||
Кировская область | 4 | ||||
Костромская область | 3.4 | ||||
Курганская область | 4 | ||||
Курская область | 4.5 | ||||
Ленинградская область | 3.4 | ||||
Липецкая область | 4.9 | ||||
Магаданская область | 4 | ||||
Московская область | 4.5 | ||||
Мурманская область | 4.5 | ||||
Нижегородская область | 4.4 | ||||
Новгородская область | 5 | ||||
Новосибирская область | 5.2 | ||||
Омская область | 5.3 | ||||
Оренбургская область | 5.4 | ||||
Орловская область | 4 | ||||
Пензенская область | 3.4 | ||||
Псковская область | 4 | ||||
Ростовская область | 3.8 | ||||
Рязанская область | 3.9 | ||||
Самарская область | 3.8 | ||||
Саратовская область | 5 | ||||
Сахалинская область | 3.9 | ||||
Свердловская область | 2.9 | ||||
Смоленская область | 4.6 | ||||
Тамбовская область | 4.5 | ||||
Тверская область | 3.4 | ||||
Томская область | 5.2 | ||||
Тульская область | 4.9 | ||||
Тюменская область | 3.4 | ||||
Ульяновская область | 3.4 | ||||
Челябинская область | 3.4 | ||||
Ярославская область | 4.5 | ||||
Город Москва | 6 | ||||
Город Санкт-Петербург | 6.3 | ||||
Город Севастополь | 6.2 | ||||
Еврейская автономная область | 4.2 | ||||
Ненецкий автономный округ | 3.8 | ||||
Ханты-Мансийский автономный округ – Югра | 3.4 | ||||
Чукотский автономный округ | 3.3 | ||||
Ямало-Ненецкий автономный округ | 3.4 |
Меньше – можно, больше – нет: Минстрой разъяснил порядок начисления ОДН по нормативам
«Пять кубометров воды в месяц? Умножьте на 60 квартир! И что, вся эта вода ушла на мытье лестничных клеток в пятиэтажке?!» «70 киловатт-часов – ОДН для однокомнатной квартиры в доме, где и лифта-то нет. Откуда?!» Множество подобных жалоб летело в прессу, в местную администрацию и в надзорные органы. Со временем ОДН удалось немного усмирить: комиссии, в состав которых вошли представители собственников помещений, а также управляющих компаний, коммунальных служб, и муниципалитета, выявили тех, кто потреблял ресурс в обход приборов учета, сматывал показания счетчиков, или значительно превышал нормативное потребление. Нашлись недочеты и в работе управляющих компаний, не заботившихся об экономии ресурсов. Суммы в платежках снизились. Но не у всех.
Аналогичная ситуация сложилась и с нормативами на воду. Цифры, в общем-то, оказались меньше тех, которые могли бы выставляться по старым правилам жильцам многих домов. Но… Если все квартиры в доме платят за воду по счетчикам, если трубы не текут, и так далее, то реальные расходы на ОДН оказываются меньше нормативных.
Сейчас трудно найти помещение или дом, где не установлен счетчик электроэнергии.
Многоквартирные дома и новостройки в обязательном порядке оборудованы индивидуальными приборами учета коммунальных услуг. По закону, энергосбытовые организации обязаны за свой счет менять электросчетчики, вышедшие из строя или пришедшие в негодность.
Однако еще имеется некоторое количество квартир, в которых жильцы оплачивают электроэнергию без счетчика по нормативу.
Если дом аварийный, предназначен к сносу или отсутствует техническая возможность монтажа прибора учета, то его установка не обязательна. Во всех остальных случаях он обязателен.
Для стимуляции жильцов устанавливать электросчетчик, применяются экономические рычаги. При расчетах применяются повышающие коэффициенты, которые увеличиваются год от года. Таким образом, собственнику становится невыгодно получать электричество без электросчетчика.
Нормативы потребления коммунальной услуги по электроснабжению
Соцнорма – это количество потребленной электроэнергии на одного человека, утверждённое на законодательном уровне.
Оплата за электричество в пределах норматива ведется по сниженному тарифу. За расходование свыше, потребитель платит больше.
Властям субъектов РФ дано право самостоятельно определять норму энергопотребления, в соответствии с местными условиями. Но отклонение в сторону увеличения не должно превышать 40% от установленного базового показателя.
Вопросы, связанные с расчетом нормативов и потреблением электроэнергии населением, регламентируются постановлением Правительства № 614, федеральными законами № 35 –ФЗ от 21.02.2003 года и № 261 – ФЗ от 23.11.2009 года, постановлениями местных органов власти.
Цель государства призвать потребителей к экономному расходованию электроэнергии. Тех же, кто не намерен снижать объёмы, заставить платить за услугу по более высокой цене. В итоге, частник покупает электричество за небольшие деньги за счет того, что бизнес оплачивает ресурс по завышенной ставке.
В настоящее время граждане платят за энергопотребление в полтора-два раза ниже, чем предприятия. Для домохозяйств, не превышающих пределы социальной нормы, снижение тарифа может составить 3-10 %.
Каким должен быть норматив расходования электроэнергии в 2021 году? Среднюю норму невозможно установить одинаковой повсеместно. На объём потребления влияет множество факторов.
Там, где есть природный газ, электричество тратится меньше. В северных холодных районах его нужно больше. Учитывают оснащенность домов электрическими котлами, лифтами, электропечами. На квартиру с газовой плитой норма меньше, чем на квартиру с электроплитой. Имеет значение, распложено ли домохозяйство в городе или в деревне.
Если нет счетчика, оплата за потреблённую электроэнергию рассчитывается по формуле:
П=Л*Н*Т, где:
- П – конечная сумма платежа;
- Л – число проживающих в квартире людей;
- Н – установленный в регионе норматив на одного человека;
- Т – стоимость 1 кВт*час по тарифному плану.
Помимо этого, при отсутствии прибора учета, применяют повышающий коэффициент.
Не применяют коэффициент, если установка счетчика не возможна по причине ветхого жилья, либо в случае неприспособленности сетей для монтажа устройства контроля.
Оплата по нормативам может насчитываться на объекты потребления с установленным электрическим счетчиком, если:
- электрический счетчик неисправен;
- отсутствует своевременная передача показаний прибора учёта поставщику электроэнергии;
- представителям контроля не предоставляется доступ к счетчику;
- прибор преднамеренно испорчен.
По действующим законодательным нормам, если в течение 3 месяцев потребитель не даёт данных об израсходованной электроэнергии, размер платежей рассчитывается по средним показателям предыдущего полугодового периода. С четвёртого месяца к оплате предлагается счет, соответствующий утвержденным в регионе тарифам и нормативам.
Причины введения нормы
Что такое социальная норма потребления электроэнергии? Это фиксированный объем потребления электричества, который используется для расчета платы за услугу. Устанавливается для всех слоев населения одинаковым, и применяется только для коммунальных и бытовых нужд.
В настоящее время все граждане РФ оплачивают электроэнергию по одинаковым тарифам, в независимости от уровня потребления.
Льготные тарифы для малообеспеченных семей или для сельской местности рассчитываются по ставкам ниже себестоимости. Однако обеспеченные люди, потребляющие электричество в повышенном объеме, производят оплату по тем же тарифам. В итоге государство помогает зажиточным гражданам больше, чем малообеспеченным группам лиц.
Социальная норма позволит более справедливо распределить нагрузку, аналогично прогрессивной налоговой шкале, где бедные платят меньше, чем богатые. Поэтому социальную норму потребления можно считать государственной поддержкой социально уязвимых групп.
Счетчик есть, но расчет ведется по нормативам
По нормативам при наличии электросчетчика платят в следующих случаях.
- Электрический прибор учета неисправен.
- Закончился срок эксплуатации прибора контроля.
- Собственник не подает или не вовремя предоставляет показания электросчетчика.
- Прибор учета поврежден или отсутствуют пломбы.
- Представителям энергосбыта не предоставили доступ для контрольного снятия показаний. Жильцы не допускают инспектора для проверки работоспособности прибора.
- Счетчик преднамеренно испортили или подключили освещение дома, минуя прибор учета. В этом случае собственник, кроме оплаты электроэнергии по нормативу, обязан оплатить штраф за похищенную электроэнергию.
Как рассчитать электроэнергию по нормативу без счетчика в 2023 году
Чтобы рассчитать, сколько полагается в месяц платить за электричество, применяется следующая формула:
S = K × N × T, где
- S – сумма, которую семья должна заплатить за пользование электричеством без счетчика;
- K – количество человек в семье (прописанных в жилом помещении);
- N – норматив количества электроэнергии на одного человека, утвержденный региональными властями;
- T – тариф за 1 кВт/час.
Из сравнительной таблицы норматива понятно, что в него сложно уложиться. А потребление ресурса сверх нормы оплачивается по более высокому тарифу. Поэтому при возможности рекомендуется устанавливать счетчики и платить по фактическому потреблению.
Уменьшить потребление электричества возможно, соблюдя несколько простых правил. В снижении энергопотребления заинтересованы сами граждане, которые относятся бережно не только к своим деньгам, но и к природным ресурсам. Поэтому достаточно знать, что значительно меньше энергии потребляют:
- бытовые приборы, отмеченные знаком А, А+, А++;
- энергосберегающие и светодиодные лампы;
- электрочайник, который вовремя очищен от накипи (при возможности лучше кипятить воду в обычном чайнике на газовой плите);
- кондиционер, включенный при закрытых окнах и дверях;
- холодильник, расположенный подальше от батарей, солнечного света и т.д.
Средние данные о потреблении бытовых электроприборов
Чтобы иметь представление о том, реально ли «вместиться» в социальную норму, требуется знать, сколько электричества «уходит» на пользование тем или иным бытовым электроприбором.
Наименование бытового электроприбора | Расход электричества, кВт/час |
Холодильник | 30-40 |
Компьютер | 30 и выше |
Телевизор | от 7,5 |
Стиральная машина | 25 и выше |
Пылесос | 4 |
Утюг | 15 |
Фен | 12,5 |
Электрочайник | 10 |
Освещение комнат | 90 |
Посудомоечная машина | 24 |
Микроволновая печь | 5 |
Потребление электроэнергии в энергосистеме Иркутской области в первом полугодии 2022 года увеличилось на 0, 9%, выработка снизилась на 0, 8%
- Инвалиды. Группа инвалидности значения не имеет – льгота инвалидам 2 группы по оплате электроэнергии, как и инвалидам 1 группы, составляет 50%. Скидка рассчитывается только от доли потребления носителя льготы. Похожую выгоду получают семьи с детьми-инвалидами – разница лишь в том, что скидка в 50% считается от общего потребления такой семьи.
- Участники и инвалиды ВОВ, а также семьи граждан, погибших в боевых действиях в Афганистане и Чечне. Скидка для таких россиян также равна 50%, но устанавливается в пределах нормативов потребления, предусмотренных местным законодательством.
- Граждане, подвергшиеся излучению при авариях на ЧАЭС и других электростанциях. Льгота чернобыльцам по оплате электроэнергии составляет 50% от совокупного потребления семьи, пострадавшие на других АЭС получают ту же скидку.
- Многодетные семьи. Если в семье три ребенка (или более), семья имеет право на скидку в 30% от оплаты общего энергопотребления. Скидка перестает начисляться с момента, когда младшему ребенку исполняется 16 лет. Если же семья воспитывает 10 детей и все они являются учащимися общеобразовательных школ, семье предоставляется скидка в 70% на ЖКУ.
- Бывшие узники концентрационных лагерей.
- Ветераны труда.
- Ветераны военной службы.
Изменение стоимости электроэнергии в Иркутске на 2024 год
Каждый год стоимость электроэнергии в Иркутске подвергается изменениям. На 2024 год было принято решение о повышении тарифов на электроэнергию. Это связано с ростом затрат на производство, передачу и распределение электроэнергии.
Согласно новым тарифам, стоимость электроэнергии в Иркутске увеличится на 10%. Это означает, что плательщики счетов за электроэнергию будут платить больше за потребленную энергию.
Повышение тарифов на электроэнергию в Иркутске объясняется несколькими факторами. Во-первых, инфляция и рост затрат на энергетические ресурсы приводят к увеличению стоимости электроэнергии. Во-вторых, совершенствование и модернизация электрической сети требуют дополнительных инвестиций, которые рассчитываются на плательщиках счетов.
Повышение стоимости электроэнергии может повлиять на бюджеты домашних хозяйств и предприятий. Многие потребители вынуждены будут пересмотреть свои расходы и пытаться снизить потребление электроэнергии. Также ожидается, что повышение тарифов повлияет на инфляцию и цены на товары и услуги, которые требуют электроэнергию для своего производства.
Не нужно путать норматив и социальную норму, это совершенно разные понятия.
Суть соцнорм в том, чтобы простимулировать жильцов экономить электроэнергию. Норматив применяют в квартирах без приборов учета, о таких нормативах мы писали выше. Социальная норма действует в квартирах со счетчиками.
Социальная норма – это количество электроэнергии в месяц (по показаниям прибора учета), лимит, при котором действует минимальный тариф на электричество. Потребленное сверх нормы электричество стоит дороже.
О том, что нужно вводить социальную норму потребления электроэнергии, заговорили еще в 2013 году. Соцнормы ввели в семи пилотных регионах.
Например, во Владимирской области размер социальной нормы потребления электроэнергии для населения был установлен в размере 100 кВт.ч. в месяц для квартир с газовыми плитами, если зарегистрирован один человек, 160 кВт.ч. — если двое, 200 кВт.ч. — если трое. Для квартир с электроплитами соцнорма составляла 190 кВт.ч. в месяц если зарегистрирован один человек, 260 кВт.ч. в — если двое, 350 кВт.ч. — если трое.
Порядок расчёта нормативов электроэнергии, поставляемой населению, и прочие вопросы, связанные с потреблением данного ресурса, регламентируются следующими законодательными актами:
- Правительственным постановлением № 614, подписанным в июле 2017 г. и определяющим порядок социального нормирования электроэнергии. Читать постановление (документ откроется в новой вкладке).
- Федеральным законом № 35-ФЗ, принятым в марте 2003 г. с коррективами 2018 г., устанавливающим общие принципы российской электроэнергетики. Читать закон.
- Федеральным законом № 261-ФЗ от 23.11.2009 г., направленным на энергосбережение и снижение потерь электроэнергии. Читать закон.
Последние изменения в плане утверждения ежемесячных лимитов электрической энергии вносились в 2013г. Нормы возросли на 10% по сравнению с действовавшими ранее. Данная мера направления на стимулирование граждан к установке индивидуальных приборов учёта, поскольку оплата по счётчику вынуждает потребителя экономить ресурсы.
Как рассчитать электроэнергию по нормативу без счетчика в 2021 году
Чтобы рассчитать, сколько полагается в месяц платить за электричество, применяется следующая формула:
S = K × N × T, где
- S – сумма, которую семья должна заплатить за пользование электричеством без счетчика;
- K – количество человек в семье (прописанных в жилом помещении);
- N – норматив количества электроэнергии на одного человека, утвержденный региональными властями;
- T – тариф за 1 кВт/час.
Из сравнительной таблицы норматива понятно, что в него сложно уложиться. А потребление ресурса сверх нормы оплачивается по более высокому тарифу. Поэтому при возможности рекомендуется устанавливать счетчики и платить по фактическому потреблению.
Уменьшить потребление электричества возможно, соблюдя несколько простых правил. В снижении энергопотребления заинтересованы сами граждане, которые относятся бережно не только к своим деньгам, но и к природным ресурсам. Поэтому достаточно знать, что значительно меньше энергии потребляют:
- бытовые приборы, отмеченные знаком А, А+, А++;
- энергосберегающие и светодиодные лампы;
- электрочайник, который вовремя очищен от накипи (при возможности лучше кипятить воду в обычном чайнике на газовой плите);
- кондиционер, включенный при закрытых окнах и дверях;
- холодильник, расположенный подальше от батарей, солнечного света и т.д.