Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Годовая инвентаризация в 2024 году в бюджетных учреждениях». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Для определения фактического наличия объектов ФСБУ 28/2023 предусматривает пути подсчета, взвешивания, обмера, осмотра объектов, а когда это невозможно или излишне затратно, допускается применение альтернативных способов выявления фактического наличия объектов таких активов, обеспечивающих реализацию цели инвентаризации (в том числе видео-, фотофиксация).
Применение ФСБУ 28/2023
ФСБУ 28/2023 «Инвентаризация» применяется с 1 апреля 2025 года, при этом организация может принять решение о применении нового стандарта до указанного срока.
Соответственно, с названной даты не действуют Методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденные Приказом Минфина России от 13.07.1995 № 49. Положения иных нормативных правовых актов, связанные с вопросами инвентаризации, с 1 апреля 2025 года применяются в части, не противоречащей ФСБУ 28/2023 (например, п. 26–28 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденного Приказом Минфина России от 29.07.1998 № 34н).
Поскольку организация вправе начать применять ФСБУ 28/2023 досрочно, то есть до 1 апреля 2025 года, при принятии решения о раскрытии данного факта в бухгалтерской отчетности организации необходимо учитывать существенность информации о нем с точки зрения пользователей бухгалтерской отчетности.
Инвентаризация перед составлением годовой бухгалтерской отчетности за 2024 год проводится по старым правилам, за исключением случая, когда организация решит начать применять ФСБУ 28/2023 досрочно.
Как работать с результатами инвентаризации
Если выявлены расхождения между фактическим наличием активов и сведениями о них в регистрах бухучета, то такие результаты нужно правильно квалифицировать. Для этого определяют:
- есть ли излишек активов;
- каков размер недостачи – в пределах, сверх норм естественной убыли и пр.;
- возможна ли продажа или использование поврежденных, испорченных активов (например, в качестве лома или при разборе на запчасти);
- есть ли пересортица;
- можно ли возместить недостачу, списать обязательства или дебиторскую задолженность (как сомнительную или безнадежную).
Результаты инвентаризации фиксируются на дату проведения процедуры в следующем порядке:
- Излишки активов включают в доходы по их балансовой стоимости (если это значение неизвестно, то по балансовой стоимости аналогичных активов).
- Недостачу относят на виновных лиц (при наличии оснований для возмещения), либо заносят в расходы по балансовой стоимости.
- Расхождения в суммах дебиторской задолженности и обязательств принимают к учету в суммах, которые отражены в подтверждающих документах.
- Расхождения в оценочных обязательствах, отложенных налоговых активах и обязательствах принимают к учету по суммам, которые можно подтвердить расчетами.
- В случае пересортицы зачет излишков или недостач возможен в исключительных случаях при соблюдении следующих условий: один период, одно материально ответственное лицо, активы одного наименования и в тождественных количествах.
Случаи и сроки инвентаризации
Обязательное проведение инвентаризации устанавливается законодательством Российской Федерации. Но каким бы актом законодательства не предусматривалось такая обязанность, инвентаризация должна проводиться по правилам ФСБУ 28/2023. Для целей бухгалтерского учета инвентаризация обязательна:
- при составлении годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности (экономический субъект вправе проводить инвентаризацию библиотечных фондов один раз в пять лет, иных основных средств – один раз в три года);
- при передаче (возврате) активов экономического субъекта, имущественного комплекса (за исключением обычной деятельности экономического субъекта) в аренду, управление, безвозмездное пользование, а также при отчуждении активов экономического субъекта;
- при смене работника, на которого возложена материальная ответственность;
- при смене руководителя коллектива (бригадира), при выбытии из коллектива (бригады) более 50 процентов его членов, а также по требованию одного или нескольких членов коллектива (бригады) (при коллективной (бригадной) материальной ответственности);
- при установлении факта утраты или порчи (повреждения) активов;
- в случае пожара, аварии, стихийного бедствия, а также иного бедствия, в результате которого сложилась чрезвычайная ситуация;
- при реорганизации организации, за исключением случаев реорганизации в форме преобразования;
- при ликвидации организации.
Согласно п. 3 ст. 11 Закону о бухучете экономический субъект самостоятельно определяет случаи, сроки и порядок проведения инвентаризации, а также перечень объектов, подлежащих инвентаризации, за исключением обязательного проведения инвентаризации. Особенности проведения инвентаризации в конкретной организации, как правило, раскрывают в составе учетной политики.
Случаи обязательного проведения инвентаризации изложены в разделе III ФСБУ 28/2023, а именно:
- при составлении годовой бухгалтерской (финансовую) отчетности;
- передаче (возврате) активов (кроме обычной деятельности) в аренду, управление, безвозмездное пользование или их отчуждении;
- при смене материально ответственного работника;
- в случае коллективной (бригадной) ответственности;
- при установлении факта утраты или порчи (повреждения) активов;
- в случае пожара, аварии, стихийного бедствия или чрезвычайной ситуации;
- при реорганизации и ликвидации организации.
Однако в любом случае для проведения инвентаризации руководитель издает приказ и в нем указывает состав инвентаризационной комиссии.
Обратите внимание! Согласно п. 22 ФСБУ 28/2023 инвентаризационную комиссию можно не создавать, если:
- работниками организации являются только руководитель и главный бухгалтер, или только руководитель;
- организация заключила договор на оказание услуг по проведению инвентаризации с аудиторской организацией или индивидуальным аудитором;
- инвентаризация проводится ревизионной комиссией, создание которой предусмотрено уставными документами.
Вводная информация об оформлении инвентаризации в бюджетном учреждении
Инвентаризация в бюджетном учреждении является периодической процедурой, которая позволяет уточнить и актуализировать информацию о наличии и состоянии имущества. Она проводится с целью предотвращения потерь и злоупотреблений, а также чтобы иметь точные данные о финансовых ресурсах учреждения.
Важно отметить, что инвентаризация должна быть документально оформлена и иметь соответствующую юридическую силу. Это позволяет установить фактическое наличие и состояние имущества, а также определить возможные расхождения с бухгалтерскими данными.
При оформлении инвентаризации необходимо учесть ряд особенностей, связанных с бюджетным учреждением. Во-первых, следует придерживаться установленного порядка проведения инвентаризации, который предусматривает определенный период и определенные этапы работы.
Во-вторых, необходимо обратить особое внимание на правильное оформление документации, такой как акты инвентаризации, протоколы и акты списания имущества. Вся документация должна быть строго оформлена в соответствии с требованиями законодательства и иметь подписи уполномоченных лиц.
Кроме того, важно организовать процесс инвентаризации таким образом, чтобы он был максимально прозрачным и надежным. В этом поможет использование современных информационных систем, которые позволяют автоматизировать учет и контроль имущества.
Таким образом, оформление инвентаризации в бюджетном учреждении является ответственным и важным процессом, требующим соблюдения определенных правил и рекомендаций. Надлежащее оформление инвентаризации поможет обеспечить актуальную информацию о имуществе учреждения и предотвратить возможные нарушения.
Необходимые документы и формы для оформления инвентаризации
Для проведения инвентаризации в бюджетном учреждении в 2024 году необходимо предоставить следующие документы:
- Список основных средств, имущества и оборудования учреждения
- Акт о приеме и передаче основных средств, имущества и оборудования
- Отчет о движении и использовании основных средств, имущества и оборудования
- Заверенные копии документов, подтверждающих право собственности или пользования имуществом
- Протоколы проверки наличия основных средств, имущества и оборудования
Документы должны быть оформлены в соответствии с требованиями законодательства и содержать полную и достоверную информацию о каждом объекте инвентаризации.
Для удобства работы с документами и ведения инвентаризационного учета рекомендуется использовать специальные формы:
- Форма акта о приеме и передаче основных средств, имущества и оборудования
- Форма отчета о движении и использовании основных средств, имущества и оборудования
- Форма протокола проверки наличия основных средств, имущества и оборудования
Такое оформление позволит упростить процесс инвентаризации, обеспечить единообразие документов и уменьшить возможность ошибок при заполнении.
Проведение инвентаризации в 2021 году в казенном учреждении
- — Инвентаризационная опись ценных бумаг (ф. 0504081);
- — Инвентаризационная опись остатков на счетах учета денежных средств (ф. 0504082);
- — Инвентаризационная опись задолженности по кредитам, займам (ссудам) (ф. 0504083);
- — Инвентаризационная опись (сличительная ведомость) бланков строгой отчетности и денежных документов (ф.0504086);
- — Инвентаризационная опись (сличительная ведомость) по объектам нефинансовых активов (ф. 0504087);
- — Инвентаризационная опись наличных денежных средств (ф.0504088);
- — Инвентаризационная опись расчетов с покупателями, поставщиками и прочими дебиторами и кредиторами (ф.0504089);
- — Инвентаризационная опись расчетов по поступлениям (ф. 0504091);
- — Ведомость расхождений по результатам инвентаризации (ф. 0504092).
Отражение в учете инвентаризационных разниц
При инвентаризации выявляется фактическое наличие активов и обязательств, которое сопоставляется с данными регистров бухгалтерского учета (п. 79 СГС «Концептуальные основы»).
Напомним, что согласно Указаниям № 52н, утвержденным Приказом Минфина РФ от 30.03.2015 № 52н, для казенных учреждений предусмотрены следующие формы для документального оформления проведения инвентаризации.
№ формы |
Наименование формы |
0504835 |
Акт о результатах инвентаризации |
0504082 |
Инвентаризационная опись остатков на счетах учета денежных средств |
0504086 |
Инвентаризационная опись (сличительная ведомость) бланков строгой отчетности и денежных документов |
0504087 |
Инвентаризационная опись (сличительная ведомость) по объектам нефинансовых активов |
0504088 |
Инвентаризационная опись наличных денежных средств |
0504089 |
Инвентаризационная опись расчетов с покупателями, поставщиками и прочими дебиторами и кредиторами |
0504091 |
Инвентаризационная опись расчетов по поступлениям |
0504092 |
Ведомость расхождений по результатам инвентаризации |
Когда проводится инвентаризация финансовых активов
Инвентаризация финансовых активов бюджетного учреждения может проводиться в соответствии с законодательными актами, т.е. планово, а также иметь инициативный характер, т.е. проводиться на основании распоряжения руководителя или внутренних актов учреждения.
По Приказам Минфина № 33 и № 256н инвентаризация финансовых и иных активов проводится в таких ситуациях:
- смена материально ответственного лица;
- факт хищения или порчи;
- стихийное бедствие;
- передача (возврат) комплекта объектов в аренду, управление, безвозмездное пользование, хранение;
- реорганизация или ликвидация учреждения;
- формирование годовой отчетности;
- по порядку, указанному в учетной политике;
- иные ситуации, которые предусмотрены законодательством РФ.
Сущность инвентаризации в бюджетном учреждении
Инвентаризация предполагает проверку наличия и состояния имущества на установленную дату и соответствие такой информации данным проводимого в бюджетном учреждении бухучета. Сущность инвентаризации заключается в том, чтобы сравнить фактическую и учетную информацию между собой и выявить ошибки бухгалтеров или материально-ответственных лиц, исправить их в отчетном периоде и в последующем не допускать. Также инвентаризация необходима в том случае, когда предполагается факт хищения и присвоения государственного имущества виновной стороной.
Инвентаризация обязательна к проведению при наступлении определенных ситуаций, к которым относятся:
- реорганизация учреждения;
- смена или увольнение материально-ответственных лиц;
- составление годовой финансовой и бухгалтерской отчетности;
- подозрения по факту хищения или кражи;
- чрезвычайная ситуация вследствие стихийного бедствия.
Положение о проведении инвентаризации на предприятии
Подобный вид контроля осуществляется строго по правилам, которые зафиксированы действующим законодательством. Необходимость законодательного регулирования объясняется тем, что лишь результаты инвентаризации должным образом подтверждают сам факт существования, а также состояние имущества и обязательств компании.
После завершения инвентаризации комиссия проводит заседание, в процессе которого определяются основные результаты и выявленные расхождения. Также устанавливается причина несоответствий и предлагаются способы их устранений. По итогам заседания составляется протокол. Утвержденного образца для этого документа нет, поэтому главное требование – корректное отображение информации и соблюдение принципов составления деловой документации.
Работодатель вправе самостоятельно утвердить структуру локального акта об инвентаризации. Какого-то универсального образца нет, но обычно данный документ состоит из 4 или 5 разделов, которые, в свою очередь, могут быть разбиты на несколько подразделов.
Инвентаризация в бюджетном учреждении также может быть плановая или внеплановая. При осуществлении проверки обязательно учитываются действующие нормативные акты, регулирующие порядок формирования бухгалтерских отчетностей в государственных и муниципальных организациях. Например, приказ Минфина РФ №33н от 25.03.2011.
В этом разделе пропишите, что перечень имущества, проверяемого при инвентаризации, устанавливается руководителем в приказе о проведении инвентаризации.
Проведение инвентаризации в маленькой фирме: как правильно организовать
При этом фирме, проводящей пересчет, следует помнить о правилах привлечения сотрудников к сверхурочной работе. Например, если продавец отработал обычную смену, а затем остается для участия в инвентаризации, то для продавца это будет сверхурочка.
Проводить инвентаризацию с неполным составом комиссии не рекомендуем. Если впоследствии проверяющие обнаружат, что кто-то из участников физически не мог присутствовать при пересчете (например, в документах есть его больничный или отчет о командировке), проведение инвентаризации будет признано формальным, а ее результаты – недействительными.
У фирмы с небольшим штатом может быть большое количество запасов или большая номенклатура. Кроме того, у мелкого и среднего бизнеса любой покупатель или клиент «на счету». Поэтому, закрывать на несколько суток, к примеру, магазин или точку общепита (особенно в пред-и посленовогодние дни) не хотят ни владельцы, ни руководство.
1. Мат. ответственному работнику следует вручить письменное предложение присутствовать при пересчете вверенных ему ценностей. На что работник должен дать тоже письменный ответ, в котором изложит причины, почему не может быть на инвентаризации.
Это грубое нарушение правил ведения бухучета. Оно карается по ст. 15.11 КоАП РФ штрафом 5000 – 10 000 рублей за нарушение, налагаемым на должностных лиц компании. Если же нарушение происходит повторно, штраф удваивается, а должностные лица, ответственные за бухучет в организации, могут быть дисквалифицированы на срок до 2-х лет.
Переработка правил инвентаризации в 2024 году
В 2024 году в бюджетных учреждениях произошли значительные изменения в правилах инвентаризации. Целью этих изменений стало совершенствование и улучшение процедуры инвентаризации для более эффективного управления имуществом и обеспечения прозрачности бюджетных процессов.
Первое важное изменение касается частоты проведения инвентаризации. Согласно новым правилам, инвентаризация будет проводиться каждый год, в отличие от предыдущей практики проведения одного раза в два года. Такая периодичность позволит более актуально контролировать и учет имущества и предотвращать возможные потери и утечки.
Второе изменение связано с расширением круга субъектов, подлежащих инвентаризации. Помимо основного имущества, в новых правилах учтены также нематериальные активы и оборудование. Это позволит более полно и объективно оценить стоимость всего имущества учреждения и избежать возможных упущений при ее учете.
Третье изменение связано с использованием современных информационных технологий в процессе инвентаризации. Были внедрены новые программные решения, которые позволят автоматизировать процесс учета и контроля имущества. Теперь сотрудники бюджетных учреждений смогут максимально упростить и ускорить процедуру инвентаризации, а также точнее определить статус каждого актива.
В связи с внесенными изменениями, каждое бюджетное учреждение должно привести свою систему учета в соответствие с новыми правилами инвентаризации до конца 2024 года. Данные изменения способствуют более эффективному и прозрачному управлению имуществом бюджетных учреждений, что, в конечном итоге, будет способствовать оптимизации бюджетных расходов и повышению качества предоставляемых государством услуг.
Основные сферы воздействия новых правил инвентаризации
Введение новых правил инвентаризации в бюджетных учреждениях с 2024 года повлияет на несколько основных сфер деятельности. Ниже приведены основные сферы воздействия новых правил инвентаризации:
- Учет и контроль материальных ценностей: новые правила позволят улучшить учет и контроль материальных ценностей в бюджетных учреждениях. Благодаря использованию современных технологий и программного обеспечения, будет обеспечено более точное и надежное ведение учета материальных активов.
- Оптимизация бюджетных процессов: новые правила инвентаризации позволят оптимизировать бюджетные процессы в бюджетных учреждениях. Благодаря автоматизации и стандартизации процессов инвентаризации, сократятся временные и финансовые затраты на выполнение данной процедуры.
- Повышение прозрачности и отчетности: новые правила инвентаризации обеспечат повышение прозрачности и отчетности в бюджетных учреждениях. Будет обеспечен более четкий и подробный учет материальных активов, что позволит более точно и надежно отобразить финансовое состояние учреждения.
- Улучшение контроля над учетными данными: новые правила инвентаризации позволят улучшить контроль над учетными данными в бюджетных учреждениях. Будет обеспечено точное соответствие учетных данных фактическому наличию материальных активов, что позволит более эффективно контролировать их использование и распределение.
Таким образом, введение новых правил инвентаризации в бюджетных учреждениях с 2024 года приведет к значительным изменениям в учете и контроле материальных ценностей, оптимизации бюджетных процессов, повышению прозрачности и отчетности, а также улучшению контроля над учетными данными.
Значение годовой инвентаризации для казенных учреждений
Одной из основных целей годовой инвентаризации является предотвращение хищений и неправомерного использования имущества казенного учреждения. Путем проведения подробной проверки наличия и состояния каждого объекта инвентаря учреждение может выявить возможные пропажи и несанкционированные перемещения, а также установить ответственность за такие действия. Это способствует более эффективному использованию имущества и снижает риски его утраты или повреждения.
Кроме того, годовая инвентаризация позволяет обновить и уточнить учетную информацию о имуществе казенного учреждения. В процессе проведения инвентаризации осуществляется пересчет и обновление всех данных о предметах, их количестве, характеристиках и стоимости. Эти данные затем используются для актуализации учетных и отчетных документов, а также для формирования дальнейших плановых и бюджетных показателей.
В целом, годовая инвентаризация играет важную роль в обеспечении прозрачности и контроля за имуществом казенных учреждений. Она позволяет предотвратить недостатки и нарушения в учете имущества, обнаружить и устранить несоответствия между фактическими и учетными данными, а также сформировать актуальный и достоверный отчет о состоянии и использовании имущества. Все это способствует эффективному управлению и защите имущества государства.
Особенности проведения инвентаризации в 2024 году
Внедрение цифровых технологий
В связи с развитием цифровых технологий и автоматизацией рабочих процессов, инвентаризация в 2024 году будет проводиться с использованием специализированных программ и систем. Это позволит значительно увеличить точность и скорость проведения инвентаризации, а также обеспечит более надежное хранение данных и удобный доступ к ним для всех заинтересованных сторон.
Изменения в нормативной базе
В 2024 году планируется внесение изменений в нормативную базу, регулирующую проведение годовой инвентаризации. Ожидается уточнение и дополнение требований к оформлению документации, расчету стоимости активов, а также проведению проверок на соответствие фактического наличия активов и данных, указанных в системе учета. Кроме того, возможно внедрение новых процедур и инструкций для более эффективного проведения инвентаризации и предотвращения возможных нарушений.