Плюсы и минусы процесса приватизации в России

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Плюсы и минусы процесса приватизации в России». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Если вы решили приватизировать квартиру, нужно обратиться либо в МФЦ, либо в администрацию города (установленный алгоритм действий может отличаться в разных регионах). Вас могут направить в комитет управления городским имуществом или в департамент имущественных отношений, но начать в любом случае лучше с МФЦ, где сотрудники сориентируют и помогут разобраться в особенностях процедуры в отдельном регионе.

Что вы подразумеваете под приватизацией?

Приватизация — это просто передача коммерческих учреждений, предприятий или отраслей из-под контроля правительства в частный сектор. Когда это происходит, частному сектору разрешается строить отрасли, которые были зарезервированы за государственным сектором.

Когда происходит приватизация, происходит передача собственности с меньшим политическим вмешательством, и это уменьшает государственную монополию, давая шанс эффективным частным компаниям.

Есть ли некоторые исключения и почему?

Есть шесть основных секторов, которые не всегда разрешается приватизировать, это:

  1. Оборона
  2. железные дороги и
  3. атомная энергия
  4. Сигареты
  5. Химические удобрения
  6. Опасные химикаты

Это связано с тем, что эти сектора являются конфиденциальными, или их приватизация может потребовать много работы и времени.

Порядок действий приватизации квартиры

Чтобы приватизировать квартиру, прежде всего, необходимо проверить следующие условия:

  1. вы являетесь гражданином Российской Федерации,

  2. вы занимаете квартиру по договору социального найма,

  3. вы никогда ранее не участвовали в приватизации жилья (не касается тех, кто участвовал в приватизации до своего совершеннолетия),

  4. вы получили согласие всех, кто зарегистрирован в квартире (имеет право проживать в ней по договору социального найма), включая несовершеннолетних от 14 до 18 лет. За детей младше 14 лет пишут согласие их представители — родители или опекуны,

  5. все несовершеннолетние дети будут включены в приватизацию либо же будет получено разрешение от органа опеки и попечительства на приватизацию без них.

Если все условия соблюдены, необходимо приступить непосредственно к процессу приватизации. Для этого необходимо:

  1. Если все условия соблюдены, необходимо приступить непосредственно к процессу приватизации. Для этого необходимо:

  2. Подать заявление на приватизацию квартиры и приложить к нему собранный пакет документов. Подать заявление можно в МФЦ, при этом заявление должны подписать все лица, участвующие в приватизации. В некоторых городах России (города Москва и Санкт-Петербург, Казань) подать заявление можно онлайн.

  3. Дождаться рассмотрения запроса на приватизацию. Максимальное расчетное время проверки документов составляет 46 рабочих дней (два месяца) со дня подачи документов. В результате заявитель может получить либо договор на подпись о передаче квартиры в его собственность, либо отказ в заключении договора. Если приватизация одобрена, то все участники приватизации должны явиться в МФЦ с паспортами и подписать договор в присутствии работника МФЦ.

  4. Далее подписанный договор передается в Росреестр для проставления отметки о переходе права собственности на квартиру. Получить договор обратно можно также в МФЦ. Вместе с договором будет выдана и бумажная выписка из ЕГРН. Срок регистрации права собственности на квартиру через МФЦ составляет 9 рабочих дней.

Основанием для отказа в приватизации может быть:

  1. Проживание в жилом помещении, находящимся в аварийном состоянии, в общежитиях, а также в служебных жилых помещениях.

  2. Проживание в жилом помещении, не включенного в собственность муниципалитета.

  3. Повторное участие в приватизации, кроме тех граждан, которые ранее участвовали в приватизации в несовершеннолетнем возрасте.

  4. Выявление сведений, не соответствующих указанным в заявлении и представленных документах.

  5. Предоставление неполного пакета документов.

Преимущества приватизации

1. Бесспорное преимущество приватизированной квартиры состоит в том, что помещение становится собственностью граждан, которые поставили свои подписи под договором приватизации. Хозяева могут по собственному усмотрению распоряжаться жилплощадью: сдавать ее, дарить, продавать, завещать, а также брать кредиты под залог недвижимости.

2. Стать собственником быстро и дешево. Для покупки потребовалось бы значительно больше финансовых вложений.

3. Продать квартиру гораздо быстрее, нежели неприватизированную.

4. Собственник жилья имеет возможность по своему желанию прописывать или выписывать из квартиры других людей.

5. Обеспечить себе уход в старости. Пожилые люди, имеющие в собственности приватизированную квартиру, могут сделать ее вкладом при заключении договора ренты или для переселения в хороший социальный приют с комфортными условиями и квалифицированным персоналом, обеспечивающим уход.

6. Свободная перепланировка. Приватизированное жилье собственник может подвергать перепланировке по своему усмотрению (предварительно согласовав свои действия с государственными органами).

7. Нельзя выселить, не оплатив расходы. Выселить собственника из приватизированной квартиры, не оплатив ему расходы и не предоставив альтернативное жилье, никто не имеет права. Даже если собственник серьезно задолжал по коммунальным платежам. Если дом, где находится приватизированная квартира, подлежит сносу, то собственника, опять же, на улицу никто не выгонит. Ему либо предоставят равноценное (или лучшее) жилье, либо выплатят компенсацию в размере рыночной стоимости квартиры.

Ваучерная приватизация: история в деталях

Идея ваучерной приватизации была взята не из воздуха. К тому моменту, как необходимость приватизировать госимущество в России стало насущной необходимостью, подобный опыт уже испытали на себе многие страны бывшего соцлагеря. Особенно воодушевлял руководителей нашей страны опыт чековой приватизации в Чехии. Именно после его успешного завершения Комитетом по собственности Верховного Совета РСФСР было предложено использовать в России для разгосударствления специальные платежные средства. Специально под программу бесплатной массовой приватизации был создан Закон «Об именных приватизационных счетах и вкладах в РСФСР», предлагающий открытие в Сберегательном банке для каждого совершеннолетнего гражданина РФ специального приватизационного счета. Средства с этого счета могли использоваться только на приобретение акций предприятий.

К июню 1990 года были приняты уже все необходимые для этого законы, однако активный этап приватизации начался только спустя два года. «Раздумья» правительства, возможно, длились бы дальше, но свою роль сыграла памятная речь Б.Н. Ельцина, в которой он сказал легендарную фразу: «Мы слишком долго обсуждали, необходима ли частная собственность. Тем временем партийно-государственная элита активно занималась личной приватизацией. Их размах, предприимчивость и лицемерие поразительны. Приватизация в России идет уже длительное время, но неупорядоченно, спонтанно, часто на криминальной основе. Сегодня нужно перехватить инициативу, и мы намерены это сделать».

Читайте также:  Льготная пенсия медработникам в 2024 году изменение работающим с ковид

Плюсы приватизации в России

Развитие экономики и повышение эффективности. Приватизация позволяет снизить государственный контроль над предприятиями, тем самым давая им больше свободы и возможности для развития. Компании, приватизированные в России в 1990-х годах, смогли повысить свою эффективность и выйти на мировой рынок.

Расширение спектра услуг и товаров на рынке. Приватизация позволяет появляться новым игрокам на рынке, конкуренция между ними приводит к повышению качества продукции и услуг, стимулирует поиск новых решений и инноваций.

Приток иностранных инвестиций. Приватизация привлекает иностранные инвестиции, поскольку российские компании становятся более привлекательными для зарубежных инвесторов, вследствие чего у них появляются необходимые средства для развития.

  • Улучшение социальной сферы. Приватизация предприятий может стимулировать развитие социальной инфраструктуры, так как благодаря новым инвесторам и собственникам деньги, заработанные на предприятиях, могут быть вложены в развитие городов, строительство новых школ, детских садов и т.д.
  • Уменьшение бюджетного дефицита. Приватизация может помочь снизить бюджетный дефицит, поскольку государство продает свое имущество и получает деньги на баланс.

Появление новых рабочих мест. Приватизация может привести к созданию дополнительных рабочих мест, так как новые собственники могут вкладывать деньги в расширение бизнеса и повышение продуктивности, что приведет к увеличению числа сотрудников.

Экономика связана с изучением экономических систем различных уровней организации. Одним из основных предметов изучения является экономика одного государства или экономики. Это сложная структура, которая состоит из социальных, экономических, организационно-технических, научных и технологических элементов. В то же время вся система национальной экономики имеет общий экономический эффект, который создается на основе вышеперечисленных составляющих. Экономический рост сопровождается укреплением национальных рынков, к которым относятся финансовые рынки, рынки товаров, услуг, капитала и труда и т.д.

Для более полной картины системы, а также для разработки методов и принципов управления и отслеживания процессов в этой системе необходимо разделить ее на подсистемы:

  • Транснациональные сделки, предполагающие взаимодействие с иностранными контрагентами;
  • Федеральное правительство занимается процессами на макроэкономическом уровне внутри государства;
  • Взаимоотношения между различными областями устанавливаются на региональном уровне;
  • Внутрирегиональный анализ экономики внутри единицы.

Хотя структура национальной экономики достаточно сложна, наиболее важные данные о ее состоянии генерируются на макроэкономическом уровне. Как правило, их сравнивают с аналогичными показателями других стран для выявления закономерностей и определенных тенденций в системе.

Теоретическая основа экономики преследует следующие цели:

  • Установление отношений и возникновение повторяющихся событий на основе экономических законов;
  • Определение скорости и объема воспроизведения;
  • Изучение структурного типа национальной экономики и сравнение ее с мировым и международным опытом;
  • Разработка необходимых мер и действий для улучшения общего состояния системы, преодоления кризисов и негативного воздействия факторов;
  • Реализация макроэкономического подхода к изучению процессов в системе;
  • Изучение социально-экономических процессов, их сравнение с предыдущими периодами;
  • Выявление факторов и степени их влияния на систему;
  • Проведение анализа и оценка текущего состояния экономики.

Увеличение конкуренции на рынке

Приватизация способствует формированию более эффективной и динамичной экономики, поскольку конкуренция стимулирует компании к постоянному совершенствованию и инновациям. Благодаря этому, улучшается качество товаров и услуг, а также снижается их стоимость для потребителей.

Увеличение конкуренции на рынке также способствует повышению ответственности компаний перед потребителями. Конкурентная борьба за клиентов заставляет предприятия быть более отзывчивыми на запросы и потребности своих клиентов, что положительно сказывается на уровне обслуживания и качестве продукции.

Однако, следует отметить, что не всегда увеличение конкуренции при приватизации приводит только к положительным результатам. В некоторых случаях, конкурентная борьба может привести к недобросовестным практикам, таким как демпинговые цены или неправомерное использование своего доминирующего положения на рынке.

Приватизировать квартиру или нет: советы юристов

Когда бесплатная приватизация только началась, она была срочной (до 2004 года). Многие люди приватизировали квартиры «на всякий случай», опасаясь, что позднее будет возможен только их выкуп по рыночной стоимости. Но срок бесплатной приватизации продлевался несколько раз, и, наконец, в 2017 году его отменили совсем (ФЗ № 14).

Это означает, что, прожив определенное количество лет в муниципальном жилье, наниматели могут переоформить его в свою собственность бесплатно, и выкупать квартиры не придется. На сегодняшний день приватизировано почти 80% муниципального жилья в России. Это подавляющее большинство, но все же 20% жильцов, которые еще не приняли решение – это миллионы людей. Для них и предназначены нижеследующие советы.

Первый этап большой приватизации

Поэтому, уже в 1992 году в России стартует чековая приватизация, причем по совершенно новому на тот момент формату: каждый житель страны становится не просто совладельцем народного достояния (как это было при СССР), а получает вполне реальную долю во вполне реальном предприятии.

Чтобы «провернуть» такую масштабную операцию, правительство оценило все имеющиеся на тот момент предприятия в 4 триллиона советских (на тот момент) рублей, а 35% от этой суммы, или 1,4 триллиона, было решено раздать людям. По цифрам все совпало удачно – в стране проживало как раз около 140 миллионов человек, поэтому на каждого россиянина вышло ровно по 10 000 рублей. Потом, правда, оказалось, что стоимость в 4 триллиона взяли из данных переоценки балансовой стоимости активов советских предприятий за 1984 год, но за прошедшие 8 лет эти активы изрядно потеряли в цене.

Первый этап приватизации – ваучерный. Правительство России решило пойти на приватизацию государственной собственности через выпуск так называемых ваучеров. Ваучер – это официальный документ, предоставляющий право владения, распоряжения и пользования определенным количеством материальных благ. Но это формально, так как никто не стал собственником бывшей государственной собственности.

Основными целями первого (чекового) этапа приватизации были:

  1. массовое разгосударствление российской экономики, перераспределение и закрепление прав частной собственности в российском обществе при минимуме социальных конфликтов;

  2. формирование слоя частных собственников, содействие созданию социально ориентированной рыночной экономики;

  3. обеспечение условий для повышения эффективности функционирования российских предприятий;

  4. создание необходимых законодательных и организационных условий и механизмов для перехода прав собственности от одних лиц к другим;

  5. содействие процессу стабилизации финансового положения в Российской Федерации;

  6. создание конкурентной среды и обеспечение условий для демонополизации народного хозяйства;

  7. расширение инвестиционной базы российских предприятий и привлечение иностранных инвестиций в российскую экономику.

Начало реализации чековой модели приватизации осуществлялась в следующих условиях:

    1. избранный вариант экономической реформы требовал незамедлительного разгосударствления и высоких темпов проведения приватизационных процессов, что с учетом масштабов российской экономики неизбежно вело к значительным организационным и иным проблемам;

    2. Россия не располагала квалифицированными кадрами, имеющими соответствующий уровень подготовки для быстрого и качественного решения задач приватизации государственной собственности;

    3. в стране практически полностью отсутствовали необходимые финансовые ресурсы для выполнения намеченных задач по приватизации государственного имущества, а также отсутствовал платежеспособный спрос населения;

    4. в РФ насчитывалось более 240 тыс. государственных и муниципальных предприятий, что требовало разработки типовых стандартных процедур приватизации, позволяющих в короткие сроки провести их разгосударствление;

    5. иностранные инвесторы не проявляли желаемого уровня интереса к приватизации в России.

Читайте также:  None

Перечисленные условия определили следующие характерные черты российской модели приватизации:

  1. массовый характер приватизации обеспечивался за счет применения жестких стандартных процедур, легко контролируемых работниками государственных органов среднего уровня квалификации;

  2. форсирование приватизации по времени осуществлялось подсчетом включения в ежегодные госпрограммы приватизации, имевшие силу закона, конкретных адресных заданий по приватизации;

  3. отсутствие необходимых финансовых средств должно было быть компенсировано отчасти путем бесплатной раздачи государственной собственности (в буквальном смысле бесплатной или за приватизационные чеки), а в остальном – путем продажи по минимальным ценам.

Процесс приватизации в России качественно отличался от приватизации, проводимой в западных странах. Сам характер разгосударствления социалистической экономики поставил более глубокие и масштабные задачи в области приватизации, а именно: служить инструментом создания не только новой структуры собственности, но и формирования класса частных собственников.

Для законодательного обеспечения процесса приватизации в кратчайшие сроки была разработана и утверждена правовая база, включающая Закон «О приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации», государственные программы приватизации, указы президента Российской Федерации, постановления Правительства Российской Федерации и распоряжения Госкомимущества России. Формы, конкретные пути и варианты приватизации были определены государственной программой приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации на 1992 г.3 Программа предусматривала 4 способа приватизации:

  1. аукцион,

  2. коммерческий конкурс,

  3. аренду с правом выкупа,

  4. акционирование.

Закон «О приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации» рассматривал приватизацию не просто как переход от одной формы собственности к другой, а как смену собственника, создание нового носителя отношений собственности.

В качестве основного инструмента приватизации на ее первом этапе были использованы приватизационные чеки, выданные всем российским гражданам вне зависимости от пола, возраста, места жительства и характера занятости. Население России получило 146,064 млн. приватизационных чеков. Каждый владелец приватизационного чека имел 4 возможности:

  1. использовать свой чек при закрытой подписке на акции своего предприятия (в ходе такой подписки было принято почти 26 млн. чеков);

  2. участвовать в чековом аукционе;

  3. купить акции чекового инвестиционного фонда (таких фондов было создано 640, они собрали свыше 60 млн. приватизационных чеков);

  4. продать чек (всего было продано около четверти выданных чеков).

Разработанная модель чековой приватизации предусматривала три основных варианта приватизации, различающиеся между собой набором льгот, предоставляемых работникам предприятий.

Сорок миллионов граждан России стали акционерами созданных в ходе приватизации акционерных обществ или чековых инвестиционных фондов. На чековых аукционах продавались акции 16462 предприятий с совокупным уставным капиталом 1426 млрд. руб., т.е. около 20%.4 Средневзвешенный курс аукциона составил 2,4 тысячерублевые акции на один чек. В первый этап приватизации было вовлечено практически все население России.

Оценивая качественные и количественные итоги первого этапа приватизации, сделаем выводы о положительных сдвигах в структуре собственности в российской экономике.

Количественный успех массовой приватизации стал очевидным уже к концу июня 1994 г.: было приватизировано более 15000 крупных и средних предприятий (табл. 1, табл.2). К концу января 1993 г. 98% всех ваучеров, или 144 млн. единиц, оказалось использованными. Более 40 млн. россиян стали индивидуальными владельцами акций, что свидетельствовало о чрезвычайно распыленной структуре акционерной собственности. Гораздо меньше ясности с качественными итогами приватизации. Как и ожидалось, влияние отраслевых министерств на предприятия было окончательно сведено на нет, а идеи их функционеров относительно объединения предприятий в финансово-промышленные группы так и не были востребованы.

Решена главная задача – устранена монополия госсобственности в народном хозяйстве, заложены основы рыночной экономики многоукладного типа. Чековый этап приватизации позволил добиться существенного разгосударствления экономики, поскольку большая часть объектов малой приватизации к середине 1994 г. была передана в частные руки (свыше 85 тыс. магазинов, ресторанов, кафе, предприятий службы быта). На базе средних, мелких и крупных государственных предприятий к середине 1994 г. было создано 20 тыс. акционерных обществ. К концу ноября 1994 г. было приватизировано 110 тыс. предприятий.

Таблица 1.5 Число частных и приватизированных предприятий в России, 1991 — 1994 гг.

1991 г.

1992 г.

1993 г.

1994 г.

Все частные или приватизированные

250000

550018

873509

891462

Приватизированные в течение года

46815

42185

23000

Всего приватизированных к концу года

46815

89000

112000

Крупных и средних предприятий,

Приватизированных к концу года

18

8509

164626

Малых вновь созданных предприятий к концу года

250000

502203

784509

779462

Как потом менялся закон

Основные изменения в закон начали вносить в 2004 году. Тогда депутаты выступили с инициативой о запрете приватизации квартир приобретенных после 2005 года, а приватизацию закончить к 2007 году.

Кому не удалось вступить в права собственности, предстояло выкупить жилплощадь у государства или же оформить договор долгосрочной аренды. Такая перспектива не на шутку насторожила население, и люди массово стали подавать заявления о правах собственности. После этого вновь встал вопрос, – до какого времени может быть продлена бесплатная приватизация?

Правительство решило продлить срок бесплатной приватизации квартир до января 2010 г. Впрочем, этого срока опять не хватило, чтобы все желающие успели получить права собственности на свое жилье. В итоге, правительство вновь пошло навстречу и бесплатная приватизация квартир оказалась продлена в “очередной последний раз” до 2015 г.

Однако в 2014 г. по итогам референдума в состав России вошла Республика Крым и город Севастополь, и чтобы их жители смогли воспользоваться всеми правами российского гражданина – в том числе правом бесплатной приватизации квартиры – власти вновь продлили срок действия закона.

На этом фоне ряд СМИ заявили, что бесплатная приватизация квартир будет продлена до 2018, однако власти пошли на еще более смелый шаг и решили сделать это право граждан бессрочным.

Впервые коммерческие отношения между субъектами, близкие к приватизации, появились в Древнем Риме в сфере перераспределения общественных земель. Наименование процесса состояло из 2-х слов – «ager publicus».

Приватизация в Европе

Читайте также:  Заявление застрахованного лица о назначении накопительной пенсии НПФ открытие

Позже, реформация в Европе способствовала внедрению приватизации в виде секуляризации (saecularis).


Приватизация в США

В США вводилось понятие «гомстед акт» (homestead act) в 1862 г. для перераспределения земель между фермерами, железнодорожными компаниями при изменении юридической их формы собственности с государственной на частную.


Приватизация в Японии

В Японии государство целенаправленно создавало предприятия с целью их дальнейшей приватизации.


Приватизация в Китае

Китай активно участвовал в приватизации в эпоху Возрождения.


Приватизация в 20 веке

В конце 20-го века приватизация провозглашалась под лозунгом неолиберализма (neoliberalism). Наиболее масштабно процесс происходил в Венгрии, Чехии, Польше, России.


Приватизация в мире

В период с 1980-го, 1990-го года процесс приватизации охватил свыше 100 государств.

Великобритания приватизировала в числе прочих оборонные, аэрокосмические компании, сталелитейную компанию, телекоммуникационную компанию.

В странах восточной и центральной Европы приватизированы более 70 000 предприятий. Этот период сопровождался массовой безработицей, сокращениями заработных плат, коррупцией.

Кто может приватизировать квартиру

Все, кто проживает в квартире по договору соцнайма, в том числе несовершеннолетние дети, могут стать собственниками этого жилья.

Несовершеннолетние дети. Если ребенок проживает в квартире и зарегистрирован в ней, он в обязательном порядке участвует в приватизации. Детей до 18 лет можно исключить из участников приватизации только по разрешению органов опеки и попечительства.

Если ребенок проживает отдельно от кого-то из родителей, он сохраняет право пользоваться приватизируемой квартирой.

Например, отец приватизирует свою квартиру, а ребенок проживает вместе с матерью, но зарегистрирован в квартире отца. В этом случае у ребенка есть право на долю в этой квартире при приватизации.

Совершеннолетние жильцы могут отказаться от доли в праве собственности на квартиру — написать отказ от приватизации. В этом случае человек сохраняет свое право на бесплатную приватизацию — по закону это разрешено только один раз. Но есть исключение — если человек участвовал в приватизации до совершеннолетия, он может еще раз приватизировать бесплатно какое-либо жилье уже после совершеннолетия.

Необходимость приватизации.

После событий 1991 года, которые некоторые историки истолковывают в качестве государственного переворота, совершенного либерал-демократами во главе с Б. Ельциным,

привлекательная, но не очень понятная для простых людей идея реформаторов «народной приватизации» уже не вызывала большого энтузиазма в обществе.

Все были свидетелями первых акций реформаторов 1992 года — либерализации цен и обесценения вкладов граждан в Сбербанке, а поэтому правительство реформаторов Е. Гайдара не пользовалось особым доверием у народа.

Необходимость приватизации предприятий на территории созданной Российской Федерации власть объясняла необходимостью преодоления застоя в промышленности и в сельском хозяйстве.

Мнением народа по этому поводу, то есть нашим с вами мнением, не интересовались, но, начиная приватизацию, россиянам объяснили, что приватизированные предприятия будут работать гораздо лучше, ведь на них должны прийти настоящие хозяева, которые все увеличат, поднимут, усовершенствуют, достигнут.

Следовательно, реформы должны были неминуемо привести к серьезному росту во всех отраслях народного хозяйства, и это произойдет именно после приватизации предприятий и перехода их в частную собственность.

Кроме того, будет создан класс «хозяев» — опора власти.

Продекларированные «равные возможности» оказались у некоторых чиновников верхних эшелонов власти и приближенных к «борцу с привилегиями» первому президенту РФ наиболее равными.

В порядке ст.4 Закона РФ от 03.07.1991 N 1531-1 «О приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации»

То есть руководило приватизацией Госкомимущество РФ., которое возглавил не к ночи будет упомянутый А.Б.Чубайс,

но свое деятельное руководство он осуществлял при помощи и с непосредственным участием группы иностранных специалистов, консультантов и советников, которые совершенно не знали специфики России, и судьба ее была им безразлична.

Как указывает Л.Н.Шереметьева, канд. Филос. Наук в статье «Народная приватизация по-российски: оценки и выводы.»

Данная экспертная комиссия состояла из 11 человек, большая часть членов которой оказались иностранцами.

Заместителем председателя был назначен Д.Хэй. И как это часто бывало в истории нашей страны, иностранные специалисты оказались нечисты на руки, так как консультируя младореформаторов, они параллельно торговали ценными бумагами российских предприятий. И в отношении некоторых этих персонажей в США в дальнейшем возбудили уголовные дела.

Особенности приватизации в России

Процесс приватизации в России начался еще в 1990-х годах, однако до сих пор он остается актуальной темой для обсуждения. Основными особенностями приватизации в России можно назвать:

  • Резкая изменчивость правил игры. В разные периоды времени принимались разные законы и правила приватизации, что не всегда оставалось без последствий для бизнеса и экономики в целом.
  • Доминирующую роль государства в процессе приватизации. Одним из принципиальных недостатков российской приватизации стало то, что государство продолжало играть ключевую роль в экономической жизни страны, контролируя многие ключевые отрасли.
  • Расхождения между официальными заявлениями и фактическим положением вещей. Часто приватизация сопровождалась скандалами и коррупционными скандалами, а также повышением бедности и социальной напряженности в обществе.
  • Слабость и неэффективность мер поддержки частного бизнеса, в том числе низкий уровень банковского кредитования и высокая налоговая нагрузка.

Выгодно ли быть собственником жилья в наше время

Приватизация в России в 90-е годы представляла собой процесс перевода государственной собственности в частную, осуществлявшийся в период после распада СССР.

Приватизация была инициирована занимавшими в то время ключевые позиции в правительстве Е. Т. Гайдаром и А. Б. Чубайсом.

Результатом приватизации стала передача значительной части государственного имущества страны в руки частных собственников. До сих пор большинство граждан Российской Федерации воспринимает процесс и итоги приватизации 90-х годов как преступные и аморальные.

С одной стороны, активная критика приватизации связана с широко распространенным мнением о недостойности новых обладателей государственной собственности и ее получении исключительно за счет личных и семейных связей с управляющей верхушкой.

Однако с другой стороны, период проведения приватизации был весьма сложен с экономической, финансовой и политической точки зрения, ведь:

  • противостояние Президента и Верховного совета РФ значительно затрудняли создание правовой базы и проведение институциональных реформ;
  • на Правительство оказывалось сильное давление со стороны Верховного совета;
  • на момент начала приватизации у государства отсутствовала способность эффективно контролировать свою собственность, из-за чего нередки были случаи спонтанной приватизации (то есть захвата контроля над предприятиями их директорами с целью быстрого получения прибылей).


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *