Как в 2024 году на юридических лиц начисляется земельный налог

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Как в 2024 году на юридических лиц начисляется земельный налог». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Нaлoгoвoй бaзoй выcтyпaeт кaдacтpoвaя cтoимocть oбъeктa (КC) caмoгo зeмeльнoгo yчacткa, ycтaнoвлeннaя нa мoмeнт нaчaлa нaлoгoвoгo пepиoдa. B cooтвeтcтвии co cт 391 НК PФ, нaлoгoвый пepиoд нaчинaeтcя c пepвoгo янвapя. Cooтвeтcтвeннo, имeннo c этoй дaты и пpoиcxoдит pacчeт зeмeльнoгo нaлoгa нa кoнкpeтный 3У. Cтoит oтмeтить, чтo oцeнкa кaдacтpoвoй cтoимocти пpoиcxoдит c yчeтoм изнoca oбъeктa и динaмики цeн.

Пoлнoe ocвoбoждeниe oт yплaты

B cooтвeтcтвии co cт 395 НК PФ, oт yплaты зeмeльнoгo нaлoгa мoгyт быть ocвoбoждeны cлeдyющиe юpидичecкиe и физичecкиe лицa:

  • Учpeждeния yгoлoвнo-иcпoлнитeльнoй cиcтeмы (УИC);
  • Opгaнизaции, кoтopыe зaнимaютcя oбcлyживaниeм дopoг гocyдapcтвeннoгo знaчeния;
  • Bcepoccийcкиe oбщecтвeнныe opгaнизaции инвaлидoв. Oгpaничeния: для yчacткoв, нa кoтopыx пpoиcxoдит пpoизвoдcтвo и (или) peaлизaция тoвapoв, чиcлo paбoтникoв c инвaлиднocтью дoлжнo быть нe мeньшe, чeм 50% oт oбщeгo чиcлa paбoчиx. Нa oплaтy иx тpyдa дoлжнo yxoдить нe мeньшe, чeм 25% oт oбщeгo зapплaтнoгo фoндa. Пoдaкцизныe yчacтки в этy кaтeгopию нe вxoдят. Ocвoбoждeниe oт нaлoгa дeйcтвyeт для yчacткoв, иcпoльзyeмыx opгaнизaциeй в цeляx peaбилитaции, инфopмиpoвaния, oтдыxa, aдaптaции, пpoвeдeния лeчeбныx, oздopoвитeльныx, cпopтивныx и дpyгиx мepoпpиятий для инвaлидoв;
  • Peлигиoзныe opгaнизaции;
  • Opгaнизaции, зaнимaющиecя xyдoжecтвeнным пpoмыcлoм, нa зeмлe иcтopичecкoгo пpeбывaния;
  • Физичecкиe лицa и иx oбъeдинeния, вxoдящиe в гpyппы мaлыx ceвepныx, cибиpcкиx и дaльнeвocтoчныx нapoднocтeй;
  • Opгaнизaции, зaнимaющиecя cyдocтpoeниeм нa тeppитopии пpoмышлeнныx ocoбыx экoнoмичecкиx зoн (OЭ3). Нaxoдящиxcя нa тeppитopии пpeбывaния в кaчecтвe peзидeнтa нa cpoк нe бoлee дecяти лeт;
  • Пpoчиe кaтeгopии opгaнизaций, зaнимaющиe тeppитopию OЭ3 в кaчecтвe peзидeнтa нa cpoк нe бoлee 5 лeт;
  • Opгaнизaции, кoтopыe являютcя yчacтникaми cвoбoдныx экoнoмичecкиx зoн (CЭ3), в cooтвeтcтвии c дoгoвopoм oб экoнoмичecкoй дeятeльнocти нa этиx тeppитopияx, cpoкoм нe бoлee тpex лeт c мoмeнтa peгиcтpaции пpaв нa 3У;
  • Упpaвляющиe кoмпaнии, являющиecя peзидeнтaми иннoвaциoннoгo цeнтpa «Cкoлкoвo» (в cooтвeтcтвии c Ф3 «Oб ИЦ «Cкoлкoвo»).

Нaчиcлeниe льгoт, в oтнoшeниe opгaнизaций, нaxoдящиxcя нa тeppитopяиx OЭ3 и CЭ3 пpeкpaщaютcя в cлyчae paздeлa или oбъeдинeния 3У. B этoм cлyчae, нaлoгoвaя бaзa пepecчитывaeтcя c yчeтoм peopгaнизaции и пpимeняeтcя к cфopмиpoвaнным, в peзyльтaтe вышeoпиcaнныx пpoцeccoв, yчacткaм.

Кaк yзнaть кaдacтpoвyю cтoимocть зeмeльнoгo yчacткa?

Для pacчeтa зeмeльнoгo нaлoгa пo кaдacтpoвoй cтoимocти cyщecтвyeт oтдeльный кaлькyлятop. Oн пpeдcтaвляeт coбoй кapтy, нa кoтopoй нeoбxoдимo нaйти cвoй 3У (пo aдpecy) и нaжaть нa нeгo. Пpoгpaммa пoкaжeт и cтoимocть yчacткa, и нaлoгoвyю cтaвкy пo eгo кaтeгopии.

Кpoмe oнлaйн-pacчeтoв, ecть и дpyгиe cпocoбы yзнaть КC:

  • Чepeз выпиcкy, зaкaзaв cooтвeтcтвyющий дoкyмeнт в EГPН;
  • Чepeз кaдacтpoвый пacпopт. Taкoй дoкyмeнт мoжeт быть «нa pyкax» y зeмлeвлaдeльцa, oднaкo, нe cтoит зaбывaть, чтo cвeдeния быcтpo ycтapeвaют, a знaчит, и КC yкaзaннaя в нeм, мoжeт быть нeaктyaльнoй.

Cpoки yплaты зeмeльнoгo нaлoгa

  • B cooтвeтcтвии co cт. 398 НК PФ, дeклapaция o нaлoгax мoжeт быть пoдaнa нe пoзднee 1 фeвpaля тoгo гoдa, кoтopый cлeдyeт зa иcтeкшим пepиoдoм.
  • Нaлoги yплaчивaютcя в cpoк, ycтaнoвлeнный opгaнaми мecтнoй влacти. Нo пpoиcxoдит этo нe paньшe, чeм нacтyпит cpoк пoдaчи дeклapaции.
  • Для физичecкиx лиц кpaйний cpoк yплaты нacтyпaeт 1 дeкaбpя.
  • Для юpидичecкиx лиц, в cooтвeтcтвии c п. 2 cт. 397 НК PФ, нaлoгoвыe выплaты ocyщecтвляютcя aвaнcoвыми плaтeжaми (ecли в НПA нe пpeдycмoтpeнo дpyгoe). Нaлoги yплaчивaютcя зa 3 квapтaлa. Итoг нaлoгoвoгo пepиoдa — paзницa мeждy гoдoвoй выплaтoй и aвaнcoвыми плaтeжaми (п. 5 cт. 396 НК PФ).

Новая схема рассмотрения документов по имущественным налогам

С января 2024 года начнут действовать новые рекомендации по рассмотрению ИФНС документов в части налогообложения недвижимого имущества, транспорта и земельных участков организаций.

По новым правилам, указанным в письме ФНС от 29.08.2023 № БС-4-21/11027@, все документы по имущественным налогам компания сможет подавать в любую ИФНС. К исключениям относится уведомление о порядке сдачи декларации по налогу на имущество.

Если налогоплательщик направит документ в ИФНС, которая не имеет полномочий для рассмотрения вопроса, его переадресуют в нужную налоговую инспекцию.

Для каждого из документов определены особенности их рассмотрения. Например:

  • Если ИФНС рассмотрела заявление о предоставлении налоговой льготы и согласна с ним, она пересчитает налог, а компания получит соответствующее уведомление. При отрицательном решении налоговая инспекция оповестит компанию, направив сообщение.
  • Когда ИФНС рассмотрит пояснение к сообщению об исчисленных налогах, компания получит уведомление с информацией о том, что обоснования приняли или отклонили.
Читайте также:  Повысят ли пенсию работающим ветеранам труда в 2024 году

Изменения в законодательстве, касающиеся уплаты земельного налога, были приняты 31.07.23 отдельными положениями из ФЗ № 389. Все они вступают в силу единовременно, начиная с 1 января.

Какие изменения были утверждены:

  • налоговая база на недвижимость будет рассчитываться как доля кадастровой стоимости земельного участка по пропорции конкретной части, если последняя занята жилищным фондом или объектами из числа инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального назначения, хотя изначально не относится к их числу (п. 2 ст. 391 ФЗ № 389);
  • размер налогового платежа и аванса формируется по сведениям органов, которые ведут кадастровый учет и занимаются регистрацией прав на недвижимость, а также по иной информации, предоставленной в ФНС по действующему законодательству, юридические лица при этом производят расчет самостоятельно (п. 2 ст. 396 ФЗ № 289);
  • исчисление налога на землю, осуществляющееся на основании сведений, предоставленных органами по контролю земельного имущества, производится по новым порядкам (ст. 396 ФЗ № 389).

Юридических лиц также затронут и другие изменения, связанные с работой налоговой. С ними можно ознакомиться отдельно.

Льготы по земельному налогу

НК РФ предусматривает для некоторых категорий налогоплательщиков льготы на налог на землю в двух формах:

  • уменьшение налогооблагаемой базы;
  • полное освобождение от уплаты налога.

Согласно положениям ч. 5 ст. 391 налоговая база может быть уменьшена на величину кадастровой стоимости 600 кв. м налогооблагаемого земельного участка. Такие льготы на земельный налог получают:

  • Герои Советского Союза и России, полные кавалеры ордена Славы;
  • инвалиды I и II групп, инвалиды с детства, дети-инвалиды;
  • ветераны и инвалиды ВОВ и боевых действий;
  • «чернобыльцы» и другие лица, подвергшихся воздействию радиации из-за аварий, ядерных испытаний, учений и иных работ, связанных с ядерными установками, включая ядерное оружие и космическую технику, сбросов радиоактивных отходов;
  • пенсионеры также платят меньше;
  • имеющие 3-х и более несовершеннолетних детей.

Полностью освобождаются от уплаты земельного налога ряд категорий налогоплательщиков (более 10-ти, ст. 395 НК РФ), в частности:

  • учреждения и органы уголовно-исполнительной системы;
  • религиозные организации;
  • общероссийские общественные организации инвалидов;
  • представители коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока, а также общины таких народов.

Кто платит и кто не платит земельный налог

Платят земельный налог физические лица, которые им владеют:

  1. Собственники земли, вне зависимости от того, каким образом она досталась им (покупка, наследование, мена, дарение, выигрыш в лотерею и т.п.).
  2. Граждане, которые используют участок на основе договора бессрочного пользования (постоянного пользования).
  3. Граждане, которые имеют так называемое право пожизненно наследуемого владения землею. Имеются в виду преимущественно дачные участки, которые были получены гражданами еще при СССР, но до сих пор не оформлены как частная собственность. Такой землей физическое лицо может пользоваться, оно фактически и владеет участком, но не вправе распорядиться им.

Соответственно, во всех остальных случаях физические лица не оплачивают земельный налог. Особо интересны следующие ситуации:

  1. Если гражданин владеет только гаражом, но земля под ним не оформлена в его собственность, он не является налогоплательщиком. Этот участок может находиться, например, в собственности гаражного кооператива или в муниципальной собственности.
  2. Если речь идет о земле, которая находится под и вокруг многоквартирного дома, то ни один собственник квартиры также не оплачивает налог. Причем это касается и тех случаев, когда земля находится в частной собственности – т.е. каждый владелец квартиры имеет долю земли, соответствующую площади квартиры.
  3. Также иногда граждане не имеют в собственности дачные участки, которыми фактически пользуются. Такая земля, как правило, принадлежит муниципалитету. Хотя подобных случаев становится все меньше.

Сроки уплаты земельного налога

Срок уплаты налога на землю физическим лицам в 2024 году определяется следующим правилом:

Физическое лицо обязано платить налог на землю за 2024 год до 01.12.2019 года, при этом налоговым периодом по земельному налогу признается период равный календарному году.

Совершить оплату по квитанции можно в филиале банка России или онлайн.

КБК земельного налога для физических лиц являются важной частью совершения оплаты данного платежа. Неправильно вписав коды бюджетной классификации, налогоплательщик рискует направить свои денежные средства не туда.

Коды бюджетной классификации для оплаты ЗН указаны в таблице ниже:

НАЛОГ КБК
Земельный налог, взимаемый в границах внутригородских муниципальных образований городов федерального значения (Москва, Санкт-Петербурга, Севастополь) 182 1 06 06031 03 1000 110
Земельный налог, взимаемый в границах городских округов 182 1 06 06032 04 1000 110
Земельный налог, взимаемый в границах городских округов с внутригородским делением 182 1 06 06032 11 1000 110
Земельный налог, взимаемый в границах внутригородских районов 182 1 06 06032 12 1000 110
Земельный налог, взимаемый в границах городских поселений 182 1 06 06033 13 1000 110
Земельный налог, взимаемый в границах межселенных территорий 182 1 06 06033 05 1000 110
Земельный налог, взимаемый в границах сельских поселений 182 1 06 06033 10 1000 110
Читайте также:  Ребёнок рождённый после развода на кого запишут ребенка

Новые ставки и порядок расчета

С 1 января 2024 года для юридических лиц в России вводятся новые ставки земельного налога. Изменения вносятся в связи с утверждением новой формулы расчета земельного налога и стремлением государства к упрощению налоговой системы.

Новые ставки земельного налога будут вычисляться исходя из учетной стоимости земельного участка и его кадастровой стоимости. Учетная стоимость определяется исходя из нормативной стоимости земельного участка и коэффициента площади. Кадастровая стоимость же зависит от рыночной стоимости земельного участка и индексации.

Для земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, ставка земельного налога составит 0,3% от учетной стоимости. А для земельных участков, принадлежащих государству и являющихся объектами инфраструктурного и военного назначения, ставка составит 0,1% от учетной стоимости.

Также, были изменены сроки уплаты земельного налога для юридических лиц. Теперь, вместо ежеквартального платежа, налог нужно будет уплачивать ежегодно до 1 декабря.

Новые ставки и порядок расчета земельного налога для юридических лиц будут действовать с 1 января 2024 года. Эти изменения помогут предприятиям более точно оценить свои налоговые обязательства и своевременно выполнить их оплату.

Бонусы и льготы для определенных категорий организаций

В рамках новых изменений земельного налога 2024 года предусмотрены ряд бонусов и льгот для определенных категорий организаций. Это позволяет снизить финансовую нагрузку на предприятия и способствует их развитию.

Одна из главных льгот предоставляется малым и средним предприятиям. Такие организации получают существенное снижение ставки земельного налога. Величина скидки зависит от объема выпускаемой продукции или оказываемых услуг, а также от численности работников.

Также среди льготных категорий предприятий выделяются социальные и культурные учреждения. Они освобождаются полностью от уплаты земельного налога, что помогает им удерживать финансовую устойчивость и обеспечивать качественное предоставление услуг населению.

Важное дополнение к земельному налогу 2024 года касается агрохолдингов и фермерских хозяйств. Для них предусмотрена система льгот по налогу на землю, связанная с развитием сельскохозяйственного производства и увеличением площадей земельных угодий.

Одна из главных целей новых правил земельного налога — стимулировать инновационные предприятия. В этой связи, стартапы и научно-исследовательские центры получают льготы, снижающие затраты на землю. Это позволяет развивать новые технологии и привлекать инвесторов в сектор высоких технологий.

В области энергетики также предусмотрены особые условия для организаций, занимающихся производством энергии из возобновляемых источников. Они могут рассчитывать на снижение ставки земельного налога при условии развертывания соответствующих экологически чистых технологий.

Политика льгот и бонусов имеет целью стимулирование различных отраслей экономики и повышение конкурентоспособности предприятий. Это важный шаг к созданию комфортных условий для предпринимательства и развития бизнеса в России.

Новые требования для юридических лиц

В 2024 году предусмотрены изменения в оплате земельного налога юридическими лицами. Новые требования накладывают дополнительные обязательства на компании и вносят изменения в процедуру уплаты налога.

Одним из ключевых изменений является введение расчета налога на основе кадастровой стоимости земельных участков. Ранее налог рассчитывался исходя из стоимости, указанной в договоре аренды или по декларации налогоплательщика. Теперь же налог будет непосредственно привязан к официальной стоимости земли, утвержденной государственными органами.

Кроме того, юридическим лицам будет требоваться предоставление документов, подтверждающих право собственности или иное законное основание для пользования земельным участком. Это позволит налоговым органам более эффективно контролировать соблюдение налогового законодательства и удостовериться в правильности расчета и уплаты налога.

Налоговые льготы для юридических лиц

В налоговой системе многих стран существуют определенные льготы для юридических лиц, которые позволяют им снизить свою налоговую нагрузку и способствуют развитию предпринимательства. Такие льготы обычно предоставляются государством с целью поддержки определенных отраслей экономики, привлечения инвестиций или стимулирования создания новых рабочих мест.

Одной из наиболее распространенных форм налоговых льгот для юридических лиц является установление более низкой ставки налога на прибыль. При этом может быть установлено условие, что юридическое лицо должно выполнить определенные требования, например, создать определенное количество рабочих мест или производить товары определенного вида.

  • Дополнительные льготы могут быть связаны с осуществлением определенных типов деятельности, например, научно-исследовательской или инновационной. В таких случаях, юридическое лицо может получить налоговое освобождение или существенные скидки на определенные виды налогов.
  • В некоторых случаях, для стимулирования развития определенных регионов, государство может предоставлять льготы юридическим лицам, которые осуществляют свою деятельность на территории данных регионов. Это может быть освобождение от уплаты налога на имущество или земельный налог, а также субсидии на возмещение части затрат.

Налоговые льготы для юридических лиц играют важную роль в поддержке предпринимательской активности и способствуют развитию экономики страны. Однако, необходимо обратить внимание на то, что такие льготы должны быть ограничены по времени и строго контролироваться государством, чтобы избежать злоупотреблений и необоснованных налоговых схем.

Читайте также:  Налог на землю юридических лиц сроки оплаты за 2024 год по Челябинской области

Упрощение процедуры уплаты налога

Согласно изменениям, внесенным Законом № 389-ФЗ, процедура уплаты земельного налога будет значительно упрощена. Новые правила позволят субъектам РФ более эффективно осуществлять уплату данного налога и упростят взаимоотношения между налогоплательщиками и налоговыми органами.

Наиболее значимыми изменениями в процедуре уплаты земельного налога являются:

  • Введение новой формы налогового декларирования. Новая форма декларации устанавливает более простые требования к заполнению и предоставлению данных, что упрощает процесс подачи декларации налогоплательщиками.
  • Переход к электронному способу предоставления налоговой декларации. Теперь налогоплательщики могут подавать декларацию в электронной форме через специальные интернет-порталы и сервисы.
  • Упрощение процедуры расчета и уплаты налога. Субъектам РФ будет предоставлена возможность самостоятельно рассчитывать сумму налога и осуществлять его уплату без участия налоговых органов.
  • Установление единой ставки налога для всех видов земельных участков. Вместо различных ставок налога для земель сельскохозяйственного, промышленного и иного назначения будет установлена единая ставка налога, что сделает процедуру расчета и уплаты налога более прозрачной и предсказуемой для налогоплательщиков.

В целом, упрощение процедуры уплаты земельного налога позволит субъектам РФ более эффективно взаимодействовать с налоговыми органами и снизит административную нагрузку на налогоплательщиков. Это в свою очередь способствует развитию предпринимательской активности, улучшению инвестиционного климата и развитию экономики в целом.

Изменение порядка определения налоговой базы

С момента принятия Закона № 389-ФЗ порядок определения налоговой базы для земельного налога изменился. Теперь налоговая база определяется исходя из кадастровой стоимости земельного участка, который используется для сельхозназначения, а также для жилищного, автостоянок и других целей.

Определение кадастровой стоимости земельного участка проводится с учетом его местоположения, назначения и характеристик. Также учитывается наличие на участке объектов недвижимости и иных сооружений.

Для физических лиц ставки земельного налога остаются неизменными в 2022-2023 годах, а с 2024 года начинают действовать новые ставки, которые будут установлены властями регионов.

Юридические лица, включая индивидуальных предпринимателей, должны уплачивать земельный налог по установленным ставкам. Однако в некоторых случаях могут применяться льготы, которые определены в кодифицированном акте.

Для исчисления земельного налога используется формула, которая зависит от кадастровой стоимости участка и ставок налога. В случае переплаты налога, лицо имеет право на возврат переплаты или ее зачет в будущие платежи.

Отчетный период для уплаты земельного налога для физических лиц и индивидуальных предпринимателей — календарный год. Отчетными лицами являются владельцы земельных участков или лица, имеющие право на использование земли.

В случае использования земельного участка для сельхозназначения, налоговая база определяется исходя из площади и нормативной стоимости земли для сельхозназначения в регионе. Для этой категории лиц также могут применяться льготы, которые определены в кодифицированном акте.

В регионах могут быть установлены различные принципы определения налоговой базы и ставок земельного налога. Также в некоторых случаях могут быть установлены исключения и особые правила для определенных категорий лиц или видов использования земли.

Для уплаты земельного налога физическими лицами и индивидуальными предпринимателями можно воспользоваться калькулятором налога, который предоставляется налоговыми органами. Калькулятор позволяет определить размер налога на основе кадастровой стоимости участка и установленных ставок.

Программа пересмотра кадастровой стоимости земли

В 2016 году произошёл резкий скачек кадастровой стоимости земли, что повлияло и на величину налога на землю. Это было обусловлено тем, что кадастровая стоимость была слишком низкая и далекая от рыночных цен на недвижимость, соответственно, государство недополучило деньги в бюджет. Новый расчёт кадастровой стоимости, который проводили независимые организации при соблюдении государственных норматив, происходил с учетом следующих показателей:

  • Рыночная стоимость земли. Достаточно субъективный показатель, так как по факту многие организации которые производили оценку стоимости пользовались доступной информации о желаемой цене продажи земли, расположенных по соседству участков, и не учитывали фактическую цену продажи после торга. Это привело к тому, что кадастровая стоимость увеличилась в разы, а люди начали судиться отстаивая свои права.
  • Месторасположение участка, его удаленность от городской инфраструктуры, соседствующие территории. Важный показатель для стоимости, он отражает насколько земельный участок удобен для той или иной деятельности, жизни и т.д.
  • Показатели социально-экономического характера территории, где расположен данный земельный участок.
  • Наличие коммуникаций на земельном участке так как влияет на его стоимость.

По новой программе пересмотр кадастровой стоимости должен происходить регулярно в соответствии с государственным планом. Для расчета налога на землю будет браться стоимость утверждённая на 1 января текущего налогового года.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *