Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Относят ли на дебет счета 10960 в 2024 году в казенном учреждении командировки». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Первые пять ФСБУ определили, что учет основных средств в казенных учреждениях в 2020 году ведут уже по-новому. Изменены счета учета, добавлены новые методы начисления амортизации, увеличены стоимостные пределы для исчисления амортизации. Подробнее об этих изменениях читайте в статье «Разбираемся в новых стандартах бухучета».
Закрытие счета 10960 в бюджетном учреждении в 2020
Обновлены требования к малоценным объектам ОС и правилам их учета в бюджетной сфере. Подробная инструкция — в статье «Учет основных средств в казенном учреждении в 2020 году — особенности для малоценных ОС».
Учитывая эти изменения, КУ пришлось скорректировать локальные документы, регламентирующие способы и методы ведения БУ, то есть обновить учетную политику.
Утвердить эти изменения следовало еще в декабре 2019 года.
Отличительной особенностью учета в казенных учреждениях является обязательное санкционирование произведенных расходов. Операции отражаются на специальных счетах ПСБУ — 0 500 00 000. Для отражения обязательств текущего периода и плановых лет используется сч.
0 502 00 000 «Обязательства». Отметим, что регистрировать операции необходимо только на основании документов, подтверждающих факт принятия конкретного обязательства.
Перечень такой документации, которую применяет организация в своей деятельности, следует закрепить в учетной политике.
Закрытие счетов учета бюджетного и автономного учреждения. Финансовый результат
Чтобы идентифицировать ОПФ стороны расчетов можно воспользоваться Общероссийским классификатором организационно-правовых форм ОК 028-2012 (ОКОПФ).
Также для достижения этой цели можно «вооружиться» ГК РФ и нормативными правовыми актами, определяющими порядок создания контрагентов.
ОПФ, в которых могут создаваться некоммерческие организации, перечислены в п. 3 ст. 50 ГК РФ. А определения физических лиц — производителей товаров, работ, услуг и кто к ним относится, действующее законодательство не содержит.
Данный термин применяется только в БК РФ: согласно ст.
78 БК РФ им выдаются субсидии.
В связи с этим можно прийти к выводу, что подстатьи 566, 666, 736, 836 КОСГУ в части физических лиц — производителей товаров, работ, услуг применяются, когда необходимо показать в учете предоставление указанных субсидий. Физические лица, при расчетах с которыми применяются подстатьи 567, 667, 737, 837 КОСГУ — это сотрудники, подотчетные лица, и другие физические лица, с которыми необходимо вести расчеты. Итак, определения даны. И тут начинается самое интересное: применить теорию на практике.
В большинстве случаев выбор подстатей КОСГУ проходит без проблем.
Однако иногда Порядок № 209н и некоторые нормативные правовые документы начинают вступать в противоречие… К примеру, в Порядке № 209н прямо указано, что ГУП и МУП относятся к организациям государственного сектора, а ст. 50 ГК РФ говорит, что такие организации являются коммерческими.
Конечно, при таком раскладе следует придерживаться мнения, что ГУП и МУП — это организации госсектора, так как понятия, данные в Порядке № 209н — основополагающие именно для применения бюджетной классификации, нежели нормы ГК РФ. Еще одна сложная ситуация — ИП.
Порядок № 209н не содержит оптимального описания, позволяющего отнести ИП к конкретной подстатье КОСГУ. С одной стороны ИП рассматривается согласно ст.
23 ГК РФ как гражданин. При регистрации гражданина в качестве ИП юридического лица не образуется. С другой стороны ИП — субъект предпринимательской деятельности согласно ОКОПФ.
Поэтому в настоящее время четкого ответа на вопрос выбора подстатьи для расчетов с ИП нет. Кроме того, отсутствуют соответствующие разъяснения уполномоченных органов (Минфина России). Поэтому пока приходится стоять на перепутье между подстатьями 564, 664, 734, 834 КОСГУ и 566, 666, 736, 836 КОСГУ.
Подчеркнем: расчеты не со всеми контрагентами могут однозначно относиться на ту или иную подстатью КОСГУ в зависимости от их ОПФ. В ст. 65.1 ГК РФ приведен перечень корпоративных юридических лиц, то есть юридических лиц, право участия в которых имеют учредители (участники).
Таким образом, если учреждение сталкивается с контрагентом, являющимся корпорацией, необходимо проверить долю участия государства.
Если она более 50%, то расчеты со стороной договора будут осуществляться не по подстатьям 564, 664, 734, 834 КОСГУ, а по подстатьям 563, 663, 733, 833 КОСГУ.
Яркий пример корпорации — общества.
То есть ООО может относиться и к организациям госсектора (при доле участия государства более 50%), и к иным нефинансовым организациям.
Выбранный способ закрепите в учредительных документах. А выдачу денег подотчет отразите проводками: Дт 1 208 ХХ 567 Кт 1 201 34 610 — выданы средства подотчетнику из кассы; Дт 1 208 ХХ 567 кт 1 304 05 200 — перечислены средства подотчетнику с лицевого счета учреждения в органе казначейства на банковскую карту. Чтобы принять расходы по авансовому отчету, используйте проводки: Дт 1 105 ХХ 34Х Кт 1 208 34 667 — приняты на учет материальные запасы; Дт 1 106 ХХ 310 Кт 1 208 31 667 — приняты на учет матзапасы.
Принятие к учету прямых затрат отражается проводками Дб 109.61.000 (211-213, 221-226, 262, 263, 271, 272, 290) Кр 302.00.730 (Аналитика соответствует статье затрат), 303.00.730, 105.00.440, 104.00.410
- 109 70 «Накладные расходы производства готовой продукции, работ, услуг»
Накладные расходы (общепроизводственные)– это затраты, которые не могут быт непосредственно отнесены к затратам на производство конкретного вида продукции и поэтому распределяются между видами продукции. Распределение накладных расходов производится одним из способов: пропорционально прямым затратам по оплате труда, материальным затратам, иным прямым затратам, объему выручки от реализации продукции (работ, услуг), иному показателю, характеризующему результаты деятельности учреждения.
Значительные изменения претерпел счет для учета амортизационных начислений 104 00 000 «Амортизация».
Во-первых, введена новая группа учета на счете: 0 104 90 000 «Амортизация имущества в концессии».
Во-вторых, изменилось наименование группы учета счета 0 104 40 000 с «Амортизация предметов лизинга» на «Амортизация прав пользования активами».
В-третьих, исключены счета аналитического учета:
- 0 104 18 000 «Амортизация прочих основных средств – недвижимого имущества учреждения»;
- 0 104 21 000 «Амортизация жилых помещений – особо ценного движимого имущества учреждения»;
- 0 104 23 000 «Амортизация сооружений – особо ценного движимого имущества учреждения»;
- 0 104 31 000 «Амортизация жилых помещений – иного движимого имущества учреждения»;
- 0 104 43 000 «Амортизация сооружений – предметов лизинга».
Новые проводки бюджетного учета! Прекращение права пользования активом (при условии полного исполнения договора) (выбытие объекта учета операционной аренды) отражается в сумме балансовой стоимости права пользования активами проводкой:
Кредит соответствующих счетов аналитического учета счета 0 111 40 000 «Права пользования нефинансовыми активами»
Дебет соответствующих счетов аналитического учета счета 0 104 40 000 «Амортизация прав пользования активами»
Прекращение права пользования активами при досрочном прекращении договора, в соответствии с которым были приняты на учет объекты учета операционной аренды (выбытие объекта учета операционной аренды), отражается в сумме накопленной амортизации права пользования активами записью:
Кредит соответствующих счетов аналитического учета счета 0 111 40 000 «Права пользования нефинансовыми активами»
Дебет соответствующих счетов аналитического учета счета 0 104 40 000 «Амортизация прав пользования активами»
Проводки по начислению взносов формируются следующим образом. Счет по дебету будет постоянным — Дт 0 40120 213 «Расходы на начисления на выплаты по оплате труда». А вот корреспондирующий счет будет зависеть от вида начисления:
Ежемесячно в каждой организации начисляются страховые взносы в ПФР, обязательные социальные взносы в ФСС и ФФОМС. Объектом обложения признаются выплаты и прочие вознаграждения, начисляемые работодателями в пользу сотрудников.
Номер счета Наименование в прежней редакции Наименование в новой редакции Комментарий счет 205 00 «Расчеты по доходам» 205 11 Расчеты с плательщиками налоговых доходов Расчеты с плательщиками налогов Скорректировано название счета.
Счета бюджетного учета в 2020 году претерпели изменения, поскольку с 01.01.2016 по-другому применяется бюджетная классификация. О принципах кодировки счетов, типовых корреспонденциях и забалансовом учете читайте в нашей статье.
Каждый элемент справочника представляет собой конкретную статью расходов, доходов или источников финансирования дефицита бюджетов. гКБК – код главы по БК, в 4–17 разрядах указываются нули; КРБ – код главного распорядителя бюджетных средств, код раздела, подраздела, целевой статьи и вида расхода бюджета; КДБ – код главного администратора доходов бюджета, код вида, подвида дохода бюджета; КИФ – код главного администратора источников финансирования дефицита бюджета, код группы, подгруппы, статьи и вида источника финансирования дефицита бюджета; Произвольный – любой 17-разрядный код. В зависимости от вида КПС задается состав бюджетных классификаторов, из которых формируется код КПС (группа реквизитов Состав классификационного признака).
В счет 208 00 000 «Расчеты с подотчетными лицами» внесены изменения, также связанные с новыми подстатьями КОСГУ. В частности, введены новые счета аналитического учета:
Счет аналитического учета | Подстатья КОСГУ |
С 01.01.2018 | |
0 208 93 000 «Расчеты с подотчетными лицами по оплате штрафов за нарушение условий контрактов (договоров)» | 293 |
0 208 95 000 «Расчеты с подотчетными лицами по оплате других экономических санкций» | 295 |
0 208 96 000 «Расчеты с подотчетными лицами по оплате иных расходов» | 296 |
С 01.01.2019 | |
0 208 27 000 «Расчеты с подотчетными лицами по оплате страхования» | 227 |
0 208 28 000 «Расчеты с подотчетными лицами по оплате услуг, работ для целей капитальных вложений» | 228 |
0 208 29 000 «Расчеты с подотчетными лицами по оплате арендной платы за пользование земельными участками и другими обособленными природными объектами» | 229 |
С 01.01.2018 по подстатье 291 «Налоги, пошлины и сборы» КОСГУ отражаются расходы на уплату налогов (включаемых в состав расходов), государственной пошлины и сборов, разного рода платежей в бюджеты всех уровней. В связи с этим наименование счета 208 91 000 изменено с «Расчеты с подотчетными лицами по оплате прочих расходов» на «Расчеты с подотчетными лицами по оплате пошлин и сборов».
В План счетов Инструкции 174н внесены изменения в соответствии с требованиями обновленного Единого плана счетов Инструкции № 157н: некоторые счета исключены, другие добавлены или изменили свои названия. В связи с этим в тексте Инструкции № 174н скорректированы проводки, связанные с применением этих счетов. Кроме того, добавлены новые операции по счетам.
В следующем номере расскажем про изменения в счетах разд. 3 «Обязательства» и 4 «Финансовый результат» Инструкции № 174н.
Учет трансфертов по кодам целей в «1С:Бухгалтерии государственного учреждения 8»
Рассмотрим изменения в программе «1С:Бухгалтерия государственного учреждения 8» редакции 2, которые позволяют вести учет полученных трансфертов с условиями в соответствии с новым порядком.
Абзац девятый пункта 3 раздела «Общие положения» Инструкции № 157н дополнен следующим положением: «Аналитический учет расчетов по межбюджетным трансфертам, субсидиям бюджетным и автономным учреждениям, грантам в форме субсидий, субсидиям юридическим лицам, физическим лицам — производителям товаров, работ, услуг, иным физическим лицам, предоставляемым с условиями при передаче активов (далее — трансферты с условиями), осуществляется с дополнительным аналитическим признаком, идентифицирующим целевое назначение средств, предоставляемых с условиями при передаче активов (кодов целей) (при наличии)» (пп. 2 п. 3 Изменений, утв. Приказом № 192н).
Аналогичным положением дополнено описание счета 205 00 (п. 200 Инструкции № 157н).
В программе «1С:Бухгалтерия государственного учреждения 8» редакции 2 начиная с версии 2.0.89 для учета расчетов по доходам от предоставления трансфертов с условиями по кодам целей добавлено субконто Виды целевых средств (типа справочник Виды целевых средств) на счетах:
-
205.51 «Расчеты по поступлениям текущего характера от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации»;
-
205.52 «Расчеты по поступлениям текущего характера бюджетным и автономным учреждениям от сектора государственного управления»;
-
205.53 «Расчеты по поступлениям текущего характера в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации от бюджетных и автономных учреждений»;
-
205.61 «Расчеты по поступлениям капитального характера от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации»;
-
205.62 «Расчеты по поступлениям капитального характера бюджетным и автономным учреждениям от сектора государственного управления»;
-
205.63 «Расчеты по поступлениям капитального характера в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации от бюджетных и автономных учреждений».
Забалансовые счета бухгалтерского учета в бюджетных учреждениях: понятие и область применения
Забалансовые счета в бюджетных учреждениях 2021 года могут быть классифицированы по нескольким категориям исходя из их назначения.
Большинство из забалансовых счетов применяются учреждениями в бюджетной системе аналогично тому, как это происходит в частных организациях. То есть забалансовый счет используется, чтобы поставить на учет в организации некий объект, который нельзя однозначно отнести к активам или пассивам «внутри баланса». Например, это может быть обусловлено тем, что данный объект:
- не является собственностью (или встречным обязательством перед контрагентом при возникновении права собственности) организации либо не находится в оперативном управлении учреждением;
- не используется регулярно в хозяйственной деятельности (как вариант, передан в пользование другому лицу и большую часть времени задействуется именно им);
- поступил в пользование организации временно;
- имеет очень малую стоимость в сравнении с типовой стоимостью одноименных объектов учета, которые обычно ставятся на баланс в качестве активов или пассивов.
Примеры счетов для бухгалтерского учета таких объектов в бюджетном учреждении:
- 02, на котором учитываются материальные ценности на хранении;
- 24, на котором учитывается имущество, переданное в доверительное управление;
- 07, на котором учитываются награды, кубки, в том числе переходящие.
Есть забалансовые счета, которые выполняют вспомогательную функцию относительно балансовых счетов учреждения. К таким вспомогательным счетам относятся 17 и 18, которые открываются к активным счетам 020100000 («Денежные средства»), 021003000 («Расчеты с финансовым органом)», 030406000 («Расчеты с прочими кредиторами»).
Полный перечень критериев постановки тех или иных объектов на забалансовые счета бюджетного учреждения определен в п. 332 Инструкции по приказу Минфина России от 01.12.2010 № 157н. В 2021 году действует более 40 различных забалансовых счетов, введенных данным приказом. Учреждение вправе добавлять к ним свои счета и субсчета.
Положения приказа № 157н в части установления перечня и порядка применения забалансовых счетов могут применяться всеми учреждениями бюджетной системы — бюджетными, казенными, автономными. С учетом положений специальных инструкций по бюджетному учету в каждом типе учреждений различия в применении забалансовых счетов могут быть существенными.
Закрытие счетов учета бюджетного и автономного учреждения. Финансовый результат
Чтобы идентифицировать ОПФ стороны расчетов можно воспользоваться Общероссийским классификатором организационно-правовых форм ОК 028-2012 (ОКОПФ).
Также для достижения этой цели можно «вооружиться» ГК РФ и нормативными правовыми актами, определяющими порядок создания контрагентов.
ОПФ, в которых могут создаваться некоммерческие организации, перечислены в п. 3 ст. 50 ГК РФ. А определения физических лиц — производителей товаров, работ, услуг и кто к ним относится, действующее законодательство не содержит.
Данный термин применяется только в БК РФ: согласно ст.
78 БК РФ им выдаются субсидии.
В связи с этим можно прийти к выводу, что подстатьи 566, 666, 736, 836 КОСГУ в части физических лиц — производителей товаров, работ, услуг применяются, когда необходимо показать в учете предоставление указанных субсидий. Физические лица, при расчетах с которыми применяются подстатьи 567, 667, 737, 837 КОСГУ — это сотрудники, подотчетные лица, и другие физические лица, с которыми необходимо вести расчеты. Итак, определения даны. И тут начинается самое интересное: применить теорию на практике.
В большинстве случаев выбор подстатей КОСГУ проходит без проблем.
Однако иногда Порядок № 209н и некоторые нормативные правовые документы начинают вступать в противоречие… К примеру, в Порядке № 209н прямо указано, что ГУП и МУП относятся к организациям государственного сектора, а ст. 50 ГК РФ говорит, что такие организации являются коммерческими.
Конечно, при таком раскладе следует придерживаться мнения, что ГУП и МУП — это организации госсектора, так как понятия, данные в Порядке № 209н — основополагающие именно для применения бюджетной классификации, нежели нормы ГК РФ. Еще одна сложная ситуация — ИП.
Порядок № 209н не содержит оптимального описания, позволяющего отнести ИП к конкретной подстатье КОСГУ. С одной стороны ИП рассматривается согласно ст.
23 ГК РФ как гражданин. При регистрации гражданина в качестве ИП юридического лица не образуется. С другой стороны ИП — субъект предпринимательской деятельности согласно ОКОПФ.
Поэтому в настоящее время четкого ответа на вопрос выбора подстатьи для расчетов с ИП нет. Кроме того, отсутствуют соответствующие разъяснения уполномоченных органов (Минфина России). Поэтому пока приходится стоять на перепутье между подстатьями 564, 664, 734, 834 КОСГУ и 566, 666, 736, 836 КОСГУ.
Подчеркнем: расчеты не со всеми контрагентами могут однозначно относиться на ту или иную подстатью КОСГУ в зависимости от их ОПФ. В ст. 65.1 ГК РФ приведен перечень корпоративных юридических лиц, то есть юридических лиц, право участия в которых имеют учредители (участники).
Таким образом, если учреждение сталкивается с контрагентом, являющимся корпорацией, необходимо проверить долю участия государства.
Если она более 50%, то расчеты со стороной договора будут осуществляться не по подстатьям 564, 664, 734, 834 КОСГУ, а по подстатьям 563, 663, 733, 833 КОСГУ.
Яркий пример корпорации — общества.
То есть ООО может относиться и к организациям госсектора (при доле участия государства более 50%), и к иным нефинансовым организациям.
Выбранный способ закрепите в учредительных документах. А выдачу денег подотчет отразите проводками: Дт 1 208 ХХ 567 Кт 1 201 34 610 — выданы средства подотчетнику из кассы; Дт 1 208 ХХ 567 кт 1 304 05 200 — перечислены средства подотчетнику с лицевого счета учреждения в органе казначейства на банковскую карту. Чтобы принять расходы по авансовому отчету, используйте проводки: Дт 1 105 ХХ 34Х Кт 1 208 34 667 — приняты на учет материальные запасы; Дт 1 106 ХХ 310 Кт 1 208 31 667 — приняты на учет матзапасы.
Принятие к учету прямых затрат отражается проводками Дб 109.61.000 (211-213, 221-226, 262, 263, 271, 272, 290) Кр 302.00.730 (Аналитика соответствует статье затрат), 303.00.730, 105.00.440, 104.00.410
- 109 70 «Накладные расходы производства готовой продукции, работ, услуг»
Накладные расходы (общепроизводственные)– это затраты, которые не могут быт непосредственно отнесены к затратам на производство конкретного вида продукции и поэтому распределяются между видами продукции. Распределение накладных расходов производится одним из способов: пропорционально прямым затратам по оплате труда, материальным затратам, иным прямым затратам, объему выручки от реализации продукции (работ, услуг), иному показателю, характеризующему результаты деятельности учреждения.
Значительные изменения претерпел счет для учета амортизационных начислений 104 00 000 «Амортизация».
Во-первых, введена новая группа учета на счете: 0 104 90 000 «Амортизация имущества в концессии».
Во-вторых, изменилось наименование группы учета счета 0 104 40 000 с «Амортизация предметов лизинга» на «Амортизация прав пользования активами».
В-третьих, исключены счета аналитического учета:
- 0 104 18 000 «Амортизация прочих основных средств – недвижимого имущества учреждения»;
- 0 104 21 000 «Амортизация жилых помещений – особо ценного движимого имущества учреждения»;
- 0 104 23 000 «Амортизация сооружений – особо ценного движимого имущества учреждения»;
- 0 104 31 000 «Амортизация жилых помещений – иного движимого имущества учреждения»;
- 0 104 43 000 «Амортизация сооружений – предметов лизинга».
Принятые бюджетные обязательства — бухгалтерские проводки
Заключив контракт с поставщиком мебели на сумму всего 600 000 руб., учреждение приобретает бюджетные обязательства на эту сумму. После того как поставщик, в соответствии с условиями договора, поставил первую партию мебели на 200 000 руб. и выставил счет за нее, то возникает уже денежное обязательство по оплате поставки 200 000 руб. Бюджет перечисляет на счет учреждения данную сумму в целях исполнения учреждением возникшего финансового обязательства.
Под бюджетными обязательствами в законодательстве РФ понимаются обязательства по совершению государственным учреждением расходов в рамках того или иного финансового года (ст. 6 БК РФ). Принятие соответствующих обязательств является одной из составляющих процесса исполнения бюджета по расходам наряду с такими процедурами, как (п. 2 ст. 219 БК РФ):
Бюджетное обязательство — то, что учреждению предстоит выполнить в соответствии с плановыми расходами распорядителя бюджетных средств. Как только учреждение получает от распорядителя денежные средства на выполнение конкретных бюджетных обязательств, то у него возникает обязательство уже денежное.
Учреждение вправе применять те счета, что приведены в нормативных актах, регулирующих бухучет в конкретных типах государственных учреждений — казенных (приказ Минфина России от 06.12.2010 № 162н), бюджетных (приказ Минфина РФ от 16.12.2010 № 174н), автономных (приказ Минфина РФ от 23.12.2010 № 183н).
- первая цифра — код финансового обеспечения (по перечню, приведенному в п. 21 Инструкции, утвержденной приказом № 157н);
- следующие три цифры — синтетический код (в нашем случае — 501, 502 или 506);
- следующие 2 цифры — аналитический код (соответствует периоду принятых обязательств — по перечню, приведенному в п. 309 Инструкции);
- еще три цифры в структуре счета — это в общем случае код КОСГУ (но автономные учреждения применяют коды в соответствии с Инструкцией по приказу № 174н).
Как проводится бухгалтерский учет в казенных учреждениях
- Учредитель участвует в управлении финансами.
- Счета открываются в казначействе.
- Финансирование осуществляется в пределах сметы.
- Доходы от работы направляются в бюджет.
- Учреждение не имеет прав собственности на имущество.
- Операции с ценными бумагами не проводятся.
- Структура не имеет прав на использование УСН.
- Дт 1 40120 211 Кт 1 302 11 730. Выплата заработка.
- Дт 1 302 11 830 Кт 1 303 01 730. Удержание НДФЛ.
- Дт 1 302 11 830 Кт 1 304 03 730. Перевод заработка на карту работника.
- Дт 1 304 03 830 Кт 1 304 05 211. Учет выдачи зарплаты.
- Дт 1 40110 172 Кт 1 10134 410. Списание стоимости на сумму 36 тысяч рублей.
- Дт 1 10134 410 Кт (используется тот же счет, что и в предыдущем примере). Списание начислений по амортизации на сумму 90 тыс. рублей.
- Дт 1 10536 340 Кт 1 40110 172. Оприходование дополнительных изделий на 600 рублей.
- При поставке в стоимость будут включены затраты на саму поставку, страховку, пошлину, услуги посреднических компаний.
- Стоимостью изготовления является себестоимостью. Она включает в себя траты на производство.
- Если материалы поступили по соглашению о дарении, в стоимость будет входить рыночная цена, стоимость поставки, траты на доведение изделия до нужного состояния.
- Если произошло централизованное поступление материалов, стоимость определяется на основании сумм, прописанных в сопроводительной документации.
- Принятие ОС на учет выполняется на основании решения комиссии. Первичным документом является акт передачи.
- Право управления образуется с дня регистрации.
- Оценка собственности проводится на основании стоимости, прописанной в акте.
- Корректировка стоимости выполняется на основании осуществленной модернизацией.
Относят ли на дебет счета 10960 в 2022 году в казенном учреждении командировки
Учетная политика позволяет установить порядок действий, когда соответствующие пункты не оговорены нормативными актами. Однако документ не должен противоречить действующим законам.
Но так или иначе все счета в указанных источниках права базируются на тех, которые утверждены приказом № 157н, поэтому в качестве регулирующего нормативного акта можно использовать данный приказ, юрисдикция которого распространяется на все типы учреждений.
Кроме того, организация может самостоятельно ввести дополнительные забалансовые счета для контроля сохранности и управленческого учета.
Учреждение вправе применять те счета, что приведены в нормативных актах, регулирующих бухучет в конкретных типах государственных учреждений — казенных (приказ Минфина России от 06.12.2010 № 162н), бюджетных (приказ Минфина РФ от 16.12.2010 № 174н), автономных (приказ Минфина РФ от 23.12.2010 № 183н).
То есть при получении уведомления от вышестоящих инстанций на текущий год о лимитах на приобретение, например, материалов учреждение отражает это на счетах учета. Также отражение находит и использование этих лимитов. Проводки со счетами раздела «Санкционирование расходов» содержатся в пп. 131–151 ПС бюджетного учета.
Найм жилья включает в себя аренду жилья или гостиничного номера. Расходы по найму жилья возмещаются сотруднику за каждый день командировки (включая нерабочие праздничные и выходные дни), а также в случае временной нетрудоспособности. Возмещению не подлежат дни, когда сотрудник находился на стационарном лечении (п. 25 Постановления №749).
Показатели долгосрочной задолженности формируются на основе аналитических (управленческих) данных, сформированных в ходе осуществления субъектом учета своей деятельности.
Состав и структура счета бюджетного учета
Применение КОСГУ на практике. КОСГУ в закупочной деятельности. Работаем с КВР правильно. Как применять новый код 247. Порядок определения КВР и КОСГУ. Как работать с кодами КВР и КОСГУ и таблицей соответствий. Увязки КВР и КОСГУ на 2020 год в закупках.
Инструкции N 157н). Применение этого счета не зависит от вида деятельности и типа учреждения и является обязательным для учреждений, которые оказывают какие-либо услуги, выполняют работы (производят готовую продукцию), в целях учета операций по формированию себестоимости оказываемых ими услуг, в том числе и в рамках выполнения задания.
Однако доходы, полученные (начисленные) в отчетном периоде, но относящиеся к будущим отчетным периодам, признаются для целей бухгалтерского учета, формирования и публичного раскрытия показателей бухгалтерской (финансовой) отчетности доходами будущих периодов (п. 7 стандарта «Доходы», п. 301 Инструкции № 157н).
Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.
Это можно сделать в форме «Учетная политика учреждения» (Раздел «Учреждение»/ «Учреждения»/ «Учетная политика учреждения»), на закладке «Производство». Устанавливаем флажки на счетах по которым требуется автоматическое распределение затрат (Рис. 6).
Относят ли на дебет счета 10960 в 2022 году в казенном учреждении командировки
Порядок и размер возмещения командировочных расходов определен в статье 168 ТК РФ:
-
в федеральных учреждениях нормы определяются нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации;
-
в государственных органах субъектов Российской Федерации — нормативными правовыми актами органов местного самоуправления;
Работодатель компенсирует затраты на проезд командированного сотрудника в случаях:
-
передвижения к месту командирования и обратно;
-
передвижения между разными населенными пунктами в пределах командировки;
-
передвижения к месту командирования от аэропорта, станции, пристани и обратно в случае нахождения их за чертой населенного пункта.
Сотрудник, направленный в командировку, может пользоваться любым видом транспорта, кроме такси. Но учреждение может установить ограничения или рекомендации в локальных нормативных актах по выбору транспорта.
По возвращению из командировки сотрудник должен отчитаться за полученный аванс денежных средств или получить компенсацию за произведенные расходы. Таким документом служит авансовый отчет (форма по ОКУД 0504505). Отчет предоставляется в течение трех дней после возвращения из командировки. Сроком предоставления также может служить день, на который выдан аванс.
Также сотрудник должен предоставить следующие документы:
-
по проезду — подтверждающими документами являются билеты, чеки, квитанции, электронные квитанции;
-
по найму жилого помещения — квитанция из гостиницы или договор найма жилого помещения;
-
по прочим затратам — чеки, товарные чеки, квитанции, накладные и иные документы;
-
суточные — специального документа не требуется, подтвердить количество дней можно по билетам.
Отражение командировочных расходов необходимо отражать на следующих счетах бухгалтерского учёта (Инструкция 157н):
-
суточные — субсчет 0 208 12 000 «Расчеты с подотчетными лицами по прочим несоциальным выплатам персоналу в денежной форме»;
-
компенсация за использование в командировке личного транспорта — субсчет 0 208 22 00 «Расчеты с подотчетными лицами по оплате транспортных услуг»;
-
проживание и проезд — субсчет 0 208 26 000 «Расчеты с подотчетными лицами по оплате прочих работ, услуг».
Счет 0 208 00 000 «Расчеты с подотчетными лицами» применяется с указанием КОСГУ (п. 21 Инструкции №157н, п. 13.6, 14.6 Приказ Минфина РФ от 29 ноября 2017 г. N 209н)
-
567 «Увеличение прочей дебиторской задолженности по расчетам с физическими лицами»;
-
667 «Уменьшение прочей дебиторской задолженности по расчетам с физическими лицами».
Для отражения в бухгалтерском учете государственного учреждения применяются следующие подстатьи КОСГУ:
-
212 («Прочие несоциальные выплаты персоналу в денежной форме») – суточные;
-
222 («Транспортные услуги») – компенсация за использование личного транспорта;
-
226 («Прочие работы, услуги») – оплата проезда, найма жилого помещения, прочих затрат.
На сайте Федерального казначейства размещены контрольные соотношения для показателей бухгалтерской отчетности (и отчетность), отражены контрольные соотношения к показателям бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений.
Приведем контрольные соотношения для проверки заполнения:
- справки (ф. 0503710):
Строка |
Графа |
Соотношение |
Графа |
Соотношение |
Графа |
Строка |
Контроль показателя |
---|---|---|---|---|---|---|---|
* |
2 |
= |
7 |
= |
10 |
* |
Графа 2 графа 7 графа 10 – недопустимо |
* |
3 |
= |
6 |
= |
11 |
* |
Графа 3 графа 6 графа 11 – недопустимо |
* |
4 |
= |
9 |
= |
12 |
* |
Графа 4 графа 9 графа 12 – недопустимо |
* |
5 |
= |
8 |
= |
13 |
* |
Графа 5 графа 8 графа 13 – недопустимо |
Итого |
* |
= |
Сумма всех строк |
Показатель строки «Итого» в сумме составляющих строк – недопустимо |
|||
Счет х 304 04 000 |
2, 3 |
= 0 |
Показатель по счету х 304 04 000 в сводном отчете недопустим |
Минфина России от 30.12.2021 N 02-06-07/108267
- Изменения, которые следует применять при ведении учета и формировании отчетности на 01.01.2021
- Изменения с 1 января 2021 года
17 октября 2020 года вступили в силу изменения в Единый план счетов и инструкцию по его применению, утв. приказом Минфина России от 01.12.2010 № 157н (далее – Инструкция № 157н). Подробнее об этом см. здесь. Часть этих изменений применяется с 2020 г., часть – с 1 января 2021 г. Поменялась единая для всех организаций бюджетной сферы инструкция по применению плана счетов, это значит, что должны быть изменены и инструкции по ведению бюджетного (бухгалтерского) учета.
9 декабря 2020 года в Минюсте России зарегистрирован приказ Минфина России от 28.10.2020 № 246н (далее – Приказ № 246н). Он вносит изменения в План счетов бюджетного учета и инструкцию по его применению, утв. приказом Минфина России от 06.12.2010 № 162н (далее – Инструкция № 162н). Изменения в плане счетов бюджетного учета дублируют изменения, которые внесены в Единый план счетов, они также повлекли корректировки приложения к Инструкции № 162н.
Отдельного внимания требуют изменения в корреспонденциях счетов. Теперь в Инструкции № 162н закреплены ситуации, которые ранее не были урегулированы. Большую часть изменений нужно применять уже сейчас. Другие изменения вступят в силу с 1 января 2021 г.
Перечисленные активы учитывают на следующих забалансовых счетах.
- Счет 03 «Бланки строгой отчетности»
Здесь учитывают бланки трудовых книжек, вкладыши к ним, аттестаты, дипломы, свидетельства, сертификаты, бланки листков нетрудоспособности, квитанции и другие БСО.
На счете 03 бланки отражают в момент их выдачи ответственным лицам или, если бланки находятся у ответственных лиц, с момента их приобретения.
БСО учитывают на забалансе в условной оценке один бланк, один рубль или по стоимости приобретения, если так установлено в учетной политике.
Выдача, передача другим юридическим лицам, списание в связи с порчей, хищением или недостачей оформляется актом приема-передачи или актом о списании по стоимости, по которой бланки строгой отчетности были ранее приняты к учету.
- Скачайте 6 практических примеров учета на забалансовых счетах учреждения в конце статьи в разделе «Шпаргалка».
Деньги, расчеты и расчетные документы учитывают с 14-го по 19-й и на 30-м счетах забалансового учета.
- Счет 14 «Расчетные документы, ожидающие исполнения» и счет 15 «Расчетные документы, не оплаченные в срок из-за отсутствия средств на счете государственного (муниципального) учреждения)»
На 14-м счете учитывают неоплаченные документы финансового органа. На счете 15 — предъявленные платежные и инкассовые поручения по платежам в бюджеты, судебным исполнительным листам органа, осуществляющего кассовое обслуживание, учреждения.
Учет документов ведется в карточке учета расчетных документов, ожидающих исполнения, в разрезе счетов по каждому документу.
- Счет 16 «Переплаты пенсий и пособий вследствие неправильного применения законодательства о пенсиях и пособиях, счетных ошибок»
Учет ведите в Карточке учета средств и расчетов. Постановка на учет осуществляется по актам ревизий, проверок и другим аналогичным документам.
На счете 16 суммы переплаты пособий продолжают числиться до момента их погашения или списания.
Если погашение или взыскание проводится в течение нескольких месяцев, суммы, учтенные за балансом, также могут списываться постепенно.
- Счет 17 «Поступления денежных средств» и счет 18 «Выбытия денежных средств»
Счета в обязательном порядке открываются к балансовым счетам:
- 201 00 «Денежные средства учреждения»;
- 210 03 «Расчеты с финансовым органом по наличным денежным средствам»;
- 304 06 «Расчеты с прочими кредиторами» (в части денежных расчетов).
Учет ведется в многографной карточке или карточке учета средств и расчетов в разрезе счетов учреждения, по видам выбытий и поступлений, в разрезе КОСГУ, видов валют.
В конце года остатки по счетам на следующий год не переносятся. То есть счета 17 и 18 должны быть закрыты на 31 декабря отчетного года.
- Счет 19 «Невыясненные поступления прошлых лет»
Учет сумм невыясненных поступлений ведут финансовые органы, органы Федерального казначейства или главные администраторы доходов бюджета по датам зачисления и датам их уточнения.
- Счет 30 «Расчеты по исполнению денежных обязательств через третьих лиц»
Счет применяют для учета расчетов при выплатах пенсий, пособий через отделения Почты России или платежных агентов. Аналитический учет ведется в многографной карточке или карточке учета средств и расчетов в разрезе денежных обязательств по видам выплат средств бюджета или другим выплатам.
Для учета дебиторской и кредиторской задолженности на забалансе предусмотрены два счета:
- Счет 04 «Сомнительная задолженность» и счет 20 «Задолженность, невостребованная кредиторами»
На учете задолженность отражается, когда комиссия по поступлению и выбытию активов примет решение о ее списании с баланса, в том числе при условии несоответствия задолженности критериям признания ее активом.
Учет задолженности ведется в карточке учета средств и расчетов:
- по видам поступлений и должникам для дебиторской задолженности;
- в разрезе видов выплат, поступлений и по кредиторам для кредиторской задолженности.
Аналитический учет ведется в разрезе кодов классификации доходов бюджетов, расходов бюджетов, источников финансирования дефицитов бюджетов, контрагентов, кодов финансового обеспечения.
Со счета 04 долг списывается по решению комиссии (в случае смерти или ликвидации дебитора), при возобновлении процедуры взыскания задолженности или, если на счет поступили деньги, в погашение долга.
Как известно, Федеральный закон от 08.05.10 № 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений» кардинально изменил принципы функционирования бюджетных учреждений. На основе действующих ранее бюджетных учреждений были созданы казенные, бюджетные и автономные учреждения.
Данные типы государственных (муниципальных) учреждений закреплены в ст. 9.1 Федерального закона от 12.01.96 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (Далее Закон № 7-ФЗ). Для каждого типа государственных (муниципальных) учреждений Минфином России разработаны свои правила учета.
Так, до перехода на финансовое обеспечение за счет субсидии бюджетные учреждения оставались получателями бюджетных средств, и на них в полной мере распространялось бюджетное законодательство. После перехода на финансовое обеспечение за счет субсидии бюджетные учреждения утратили статус получателей бюджетных средств, и в своей деятельности руководствуются законом о некоммерческих организациях № 7-ФЗ, а также «Инструкцией по применению единого плана счетов…», утвержденной приказом Минфина России от 01.12.10 № 157н (далее Инструкция № 157н), а также «Инструкцией по применению плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений», утвержденной приказом Минфина России от 16.12.10 № 174н (далее Инструкция № 174н).
Автономные учреждения, также как и бюджетные, не являются получателями бюджетных средств. Их правовое положение определяется Гражданским кодексом и Законом об автономных учреждениях от 03.11.06 № 174-ФЗ . Правила бухгалтерского учета для автономных учреждений установлены Инструкцией № 157н, а также «Инструкцией по применению плана счетов автономных учреждений», утвержденной приказом Минфина России от 23.12.10 № 183н (далее Инструкция № 183н).
Особенности правового положения казенных учреждений определены в статье 161 Бюджетного кодекса, а также отдельными положениями Закона № 7-ФЗ. Финансовое обеспечение деятельности казенного учреждения осуществляется за счет средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации на основании бюджетной сметы (п. 2 ст. 161 БК РФ). Бухгалтерский учет бюджетные учреждения ведут в соответствии с Инструкцией № 157н и «Инструкцией по применению плана счетов бюджетного учета», утвержденной приказом Минфина России от 06.12.10 № 162н (далее Инструкция № 162н).
В начале 2013 года Минфин России выпустил письмо от 21.01.13 № 02-06-07/155 , где дал ряд рекомендаций, касающихся в первую очередь получателей бюджетных средств, то есть казенных учреждений. Однако, по мнению Минфина, бюджетные и автономные учреждения тоже должны отражать принятые обязательства, в том числе денежные, принимая во внимание рекомендации, данные в указанном письме.
Основания для принятия денежных обязательств
Основаниями для принятия денежных обязательств являются оплата аванса поставщику, акт выполненных работ (услуг), товарная накладная, подтверждающая факт получения товара, расходный кассовый ордер на выдачу подотчетной суммы, авансовый отчет, начисление заработной платы за определенный период (месяц).
Когда необходимо в учете отражать данную операцию?
На основании указанных документов необходимо принять денежные обязательства и оформить бухгалтерскую запись:
— датой подписанных акта выполненных работ (услуг), товарной накладной; датой выписки органа казначейства, где перечислен аванс поставщикам;
— одновременно с проведением расходного кассового ордера на выдачу денежных средств под отчет;
— одновременно с принятием к учету авансового отчета (корректировка на сумму выданного аванса);
— последним числом месяца, за который начислена заработная плата.
Рассмотрим на примерах принятие бюджетных и денежных обязательств.
ПРИМЕР 1.
Финансовая деятельность бюджетных учреждений осуществляется в соответствии с Планом финансово-хозяйственной деятельности, который утверждается учредителем.
Если подотчетное лицо признано неплатежеспособным
Приказом Минфина РФ от 01.03.2016 № 16н внесены изменения в Инструкцию № 157н[2], согласно которым скорректирован порядок списания задолженности неплатежеспособных дебиторов с баланса и принятия к учету на забаланс.
Принимая во внимание то, что неплатежеспособным дебитором может быть и подотчетное лицо, имеющее просроченную задолженность перед казенным учреждением, отражать такую задолженность необходимо с учетом внесенных новшеств. Далее рассмотрим, в чем такие новшества заключаются.
Текущая дебиторская задолженность подотчетных лиц отражается по дебету счета 1 208 00 000. При непогашении подотчетным лицом задолженности перед учреждением в установленный срок (например, в срок для представления авансового отчета об израсходованных подотчетных суммах) она из разряда текущей переходит в разряд просроченной. При наличии оснований, подтверждающих неплатежеспособность дебитора, учреждение может принять решение о списании просроченной задолженности с баланса и об отражении ее за балансом.
Списание дебиторской задолженности подотчетных лиц с баланса отражается следующей бухгалтерской записью (п. 84 Инструкции № 162н[3]):
Дебет счета 1 401 20 273 «Чрезвычайные расходы по операциям с активами»
Кредит счета 1 208 хх 660 «Уменьшение задолженности подотчетных лиц»
Одновременно сумма списанной с баланса задолженности принимается к учету на забалансовый счет 04 «Задолженность неплатежеспособных дебиторов».
Согласно обновленной редакции п. 339 Инструкции № 157н учет задолженности на забалансовом счете 04 ведется с момента принятия комиссией учреждения по поступлению и выбытию активов решения о ее списании с баланса. Напомним, ранее на указанный счет задолженность неплатежеспособных дебиторов принималась к учету с момента признания ее в порядке, установленном законодательством РФ, актом главного администратора доходов бюджета, нереальной к взысканию и списания с балансового учета учреждения.
Таким образом, теперь момент списания задолженности неплатежеспособных дебиторов с баланса учреждение определяет самостоятельно. Для этого комиссия по поступлению и выбытию активов выносит соответствующее решение. Иными словами, теперь учреждению необязательно ждать истечения срока исковой давности или, к примеру, вынесения решения суда о признании задолженности несостоятельной для того, чтобы списать просроченную дебиторскую задолженность с баланса и поставить на забаланс.
Списание задолженности с забалансового учета осуществляется на основании решения комиссии учреждения по поступлению и выбытию активов о признании задолженности безнадежной к взысканию в случае наличия документов, подтверждающих прекращение обязательства смертью (ликвидацией) дебитора, а также в иных случаях, предусмотренных законодательством РФ, в том числе по завершении срока возможного возобновления процедуры взыскания задолженности согласно законодательству РФ. Иными словами, теперь факт признания дебиторской задолженности нереальной к взысканию служит основанием для списания такой задолженности с забалансового счета 04 (то есть окончательного выбытия задолженности).
В ходе проведенной в казенном учреждении инвентаризации выявлена просроченная дебиторская задолженность по счету 1 208 34 560 на сумму 3 000 руб. Принятые им меры по самостоятельному взысканию такой задолженности результатов не дали. Учреждение обратилось в суд с требованием о погашении задолженности. Комиссией учреждения по поступлению и выбытию нефинансовых активов принято решение о списании задолженности с баланса и об отражении ее за балансом.
По истечении семи месяцев суд вынес постановление об отказе в удовлетворении требований учреждения в связи со смертью должника. На основании данного судебного постановления комиссия учреждения признала задолженность нереальной к взысканию и приняла решение об окончательном ее списании с забалансового учета.
Безвозмездные поступления объектов нефинансовых активов
В целях соответствия положений Инструкций по бюджетному (бухгалтерскому) учету нормам Порядка № 209н изменились проводки по безвозмездному поступлению нефинансовых активов в учреждения, а также оприходованию неучтенных объектов по результатам инвентаризации*(2).
Обратите внимание: в некоторых бухгалтерских записях в инструкциях по бюджетному (бухгалтерскому) учету указаны группировочные коды КОСГУ, например, статья 190 «Безвозмездные неденежные поступления в сектор государственного управления» КОСГУ. Но при отражении операции в учете бухгалтеру нужно выбрать уже конкретный код КОСГУ для отражения его в 24-26 разрядах номера счета 401 10 (п. 21 Инструкции № 157н).
Анализ п. 9.9 Порядка № 209н позволяет сделать вывод, что подстатьи статьи 190 детализированы:
- по типу передающей стороны: сектор государственного управления и организации государственного сектора, организации (за исключением сектора государственного управления и организаций государственного сектора), физические лица, нерезиденты;
- по характеру поступлений: текущий или капитальный.
Что относится к сектору государственного управления и организациям государственного сектора, указано в п. п. 2, 5 Порядка № 209н, а с остальными типами передающей стороны все понятно. Что относится к поступлениям капитального и текущего характера, указано в п. 7 Порядка № 209н. В частности, вложения в основные средства, нематериальные и непроизведенные активы относятся к поступлениям капитального характера, а в материальные запасы — текущего характера.
Покажем описанное на примерах.
1. Казенное учреждение получает безвозмездно от другого казенного учреждения, подведомственного тому же ГРБС, комплект мебели. В бюджетном учете отразится следующая запись:
- Дебет КРБ 1 101 36 310 Кредит КРБ 1 304 04 310
2. За бюджетным учреждением закрепляется на праве оперативного управления оборудование, относящееся к иному движимому имуществу. В бухгалтерском учете следует сделать следующую запись:
- Дебет 4 101 34 310 Кредит 4 401 10 195
3. Автономному учреждению от физического лица передается в дар постельное белье. В бухгалтерском учете данный факт отразится следующей записью:
- Дебет 2 105 35 000 Кредит 2 401 10 193